Решение по делу № 2-4674/2019 ~ М-4548/2019 от 27.09.2019

Дело № 2-4674/2019

42RS0009-01-2019-007171-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе председательствующего Язовой М.А.,

при секретаре Мельник М.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

29 октября 2019 года

гражданское дело по иску Кузьминой Е. С. к администрации г. Кемерово о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить субсидию,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмина Е.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Кемерово о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить субсидию.

Требования мотивирует тем, что с февраля **.**.**** г. она фактически проживает и имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: ....

**.**.**** она обратилась в Ленинский отдел социальных выплат и льгот Ленинского района г. Кемерово за предоставлением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Решением ### от **.**.**** в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ей было отказано в связи с тем, что она имеет временную регистрацию по месту пребывания и, следовательно, у нее отсутствует право на предоставление государственной услуги.

С данным решением она не согласна, считает его незаконным и необоснованным.

В соответствии с договором ### краткосрочного найма жилого помещения от **.**.**** она является пользователем жилого помещения в муниципальном жилищном фонде. Находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, имеет доход ниже прожиточного уровня.

Она и ее несовершеннолетняя дочь Д. **.**.**** г.р. фактически постоянно проживают по адресу: ..., другого жилья для проживания не имеют.

С учетом изложенного просила решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ### от **.**.****, вынесенное Ленинским отделом социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово в предоставлении ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг признать незаконным и отменить, обязать Ленинский отдел социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово предоставить ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг; взыскать оплаченную госпошлину 300 рублей (л.д. 3).

В судебное заседание истец Кузьмина Е.С. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 21).

Представитель ответчика управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово Морозова Ю.Н., действующая на основании доверенности от **.**.****. (л.д. 22), исковые требования не признала, представив суду письменные возражения (л.д. 18-20).

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Частью 1 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

В силу п. 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил, в том числе, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (пп. «а»).

Как следует из материалами дела, Кузьмина Е.С. на основании договора краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования ### от **.**.****. является нанимателем жилого помещения по адресу: .... Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член ее семьи – дочь Д., **.**.**** года рождения (л.д. 8-9).

Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания ### и ### от **.**.****. Кузьмина Е.С. совместно с дочерью зарегистрирована по месту пребывания по указанному адресу с **.**.****. по **.**.****. (л.д. 10, 11).

То обстоятельство, что Кузьмина Е.С. и Д. в данном жилом помещении проживают с февраля **.**.**** года, ответчиком не оспаривается.

Из материалов дела также следует, что Кузьмина Е.С. работает в ООО «...», с **.**.****. по **.**.****. находится в отпуске по уходу за ребенком (л.д. 12, 13).

**.**.****. Кузьмина Е.С. обратилась в Ленинский отдел социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения администрации города Кемерово с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ....

Решением Ленинского отдела социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения администрации города Кемерово ### от **.**.****. Кузьминой Е.С. отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием правовых оснований для предоставления данной субсидии по адресу временного пребывания.

Между тем, суд находит решение Ленинского отдела социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения администрации города Кемерово ### от **.**.****. в отношении Кузьминой Е.С. незаконным, поскольку Кузьмина Е.С., как пользователь помещения муниципального жилищного фонда относится к категории граждан, имеющих в силу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

При этом суд исходит из того, что Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, прямо предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают и пользуются им.

Вопреки доводам возражений ответчика, суд полагает, что жилое помещение, предоставленное Кузьминой Е.С. по договору найма, находящееся в муниципальной собственности, подпадает под понятие «место жительства», поскольку является для истца и ее несовершеннолетнего ребенка единственным местом постоянного проживания, которым они пользуются и несут расходы по его содержанию, а также имеют регистрацию по указанному месту жительства.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны определения понятий места пребывания и места жительства.

При этом местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, содержатся аналогичные понятия места жительства и места пребывания.

Необходимо учитывать, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства.

Из приведенных выше норм следует, что под местом временного пребывания понимается такое место, где гражданин пребывает временно помимо постоянного места жительства. При этом регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.

Поскольку истец не имеет иного места жительства, кроме жилого помещения, расположенного по адресу: ..., то с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что данное жилое помещение для истца является постоянным местом жительства и не может расцениваться как место временного пребывания.

Наличие ограниченной определенным сроком регистрации Кузьминой Е.С. в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания истца.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения Ленинского отдела социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения администрации города Кемерово ### от **.**.****. об отказе Кузьминой Е.С. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по указанным основаниям.

Порядок предоставления субсидий урегулирован Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»), согласно пункту 42 которых, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

В силу п. 43 Правил, действия (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.

Таким образом, обязанность уполномоченного органа, в данном случае ответчика, по предоставлению субсидии возникает при условии выполнения законодательно установленных требований, возлагаемых на претендента на получение субсидии. То есть, возникновение права заявителя на субсидии связано с выполнением им требований закона, в частности, лицо, претендующее на предоставление субсидии, обязано представить в уполномоченный орган соответствующее заявление и пакет документов, подтверждающих право заявителя на субсидии (пункты 8 и 9 Правил).

Поскольку предметом настоящего спора не являлась проверка предоставления истцом пакета документов, подтверждающих право заявителя на субсидии, то ее требования о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг не могут быть удовлетворены. Однако признание решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату услуг жилья и коммунальных услуг ### от **.**.****. влечет обязанность Управления социальной защиты населения администрации города Кемерово повторно рассмотреть заявление Кузьминой Е. С. от **.**.****. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом постановленного судом решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., что подтверждается представленным в материалы дела чек-ордером от **.**.****. (л.д. 2). Учитывая удовлетворение требований истца о признании незаконным решения ответчика, с него в пользу истца полежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузьминой Е. С. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Ленинского отдела социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения администрации города Кемерово ### от **.**.****. об отказе Кузьминой Е. С. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На Управление социальной защиты населения администрации города Кемерово возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Кузьминой Е. С. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации города Кемерово в пользу Кузьминой Е. С. судебные расходы в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в мотивированной форме 02.11.2019г.

Судья М.А. Язова

2-4674/2019 ~ М-4548/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузьмина Елена Сергеевна
Ответчики
Администрация г. Кемерово
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Язова М.А.
27.09.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2019[И] Передача материалов судье
30.09.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
14.10.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2019[И] Судебное заседание
02.11.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее