Решение по делу № 2-136/2013 ~ М-118/2013 от 13.06.2013

          РЕШЕНИЕ

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                с.Спасское

Спасский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Гарсия Е.И.

с участием представителя истца Обуховой Т.В., доверенность от 14.05.2013г. представителя ответчика Борисова А.

при секретаре Жарковой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Турбанского сельсовета Спасского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и ликвидации несанкционированной свалки.

УСТАНОВИЛ: Прокурор Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском с к администрации Турбанского сельсовета Спасского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и ликвидации несанкционированной свалки, мотивируя свои исковые требования тем, что истцом проведена проверка исполнения требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Спасского муниципального района Нижегородской области. В ходе проверки установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории администрации Турбанского сельсовета Спасского района Нижегородской области эксплуатируется свалка отходов производства и потребления, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, на расстоянии 100 м <данные изъяты> от дороги <адрес>, в 300 м <данные изъяты> <адрес>. Площадь земельного участка, занятого свалкой, составляет около 2000 м2, объем около 1000 м3. На территории свалки имеются следы возгорания.

Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановке на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.).

В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом осмотра территории Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 30.05.2013 г. и фототаблицей.

На указанную свалку отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по

утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалок, что является нарушением ст. 12 пп. 1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных

- федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в
соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов
размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 г. природопользователь обязан:

- принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение
природных ресурсов меры по обращению с отходами;

- соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и
технологические нормы и правила при обращении с отходами;

обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимостивременного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения);

оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном;

места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя;

предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Отвод земельных участков в установленном законном порядке не осуществлен, тогда как на основании ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 10 Закона РФ «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии с п. 3.1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

В соответствии с п. 6 вышеуказанного федерального закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле, как природному объекту.

Кроме этого, вследствие несоблюдения вышеуказанных природоохранных требований при эксплуатации свалки допускаются возгорания отходов, влекущие за собой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды», предусматривающей требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений и объектов, обязывающей соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов загрязняющих веществ; п.1 ст. 18 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», запрещающего захоронение на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Истец указывает, что размещение отходов на данном земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996г.№45-3 следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.

Согласно ст. 14 п.п.18,19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения.

Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в Уставе администрации Турбанского сельсовета Спасского района Нижегородской области.

Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем.

Представитель ответчика администрации Турбанского сельсовета Борисов А.В. в судебное заседание явился, с исковыми требованиями согласен, просил предоставить срок, устранения нарушений, до 01 ноября 2013 года для организации мероприятий по сбору и вывозу, и до 01 сентября 2014 года для ликвидации свалки ТБО, в связи с тем, что бюджетом на 2013 года не предусмотрены расходы на ликвидацию свалки.

Старший помощник прокурора Обухова Т. В. в суде исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить, не возражала предоставить срок для устранения нарушений изложенных в исковом заявлении.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в суде исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в судебное заседание явился, с иском согласен.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, с исковыми требованиями согласны.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 10 Закона РФ «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации^ загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных

насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Статьей 4 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996г.№45-3 предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.

Согласно ст. 14 п.п.18,19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения.

В соответствии с п. 3.1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

В соответствии с п. 6 вышеуказанного федерального закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле, как природному объекту.

Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что на       территорииадминистрации

Турбанского сельсовета Спасского района Нижегородской области эксплуатируется свалка отходов производства и потребления, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, на расстоянии 100 м <данные изъяты> от дороги <адрес>, в 300 м <данные изъяты> <адрес>. Площадь земельного участка, занятого свалкой, составляет около 2000 м2, объем около 1000 м3. На территории свалки имеются следы возгорания./л.д.8-18/

В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 г. природопользователь обязан:

- принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение
природных ресурсов меры по обращению с отходами;

- соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и
технологические нормы и правила при обращении с отходами;

обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимостивременного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения);

оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном;

места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя;

предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Отвод земельных участков в установленном законном порядке не осуществлен.

Согласно п. 18 ст.4 Устава Турбанского сельсовета Спасского муниципального района Нижегородской области к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора /л.д. 19-24/.

Согласно выписке из решения по бюджету Турбанского сельсовета на 2013 год средства на ликвидацию свалки не запланированы

Согласно справке от 04.07.2013 года МУП «Спасское ЖКХ» для ликвидации несанкционированной свалки в <адрес> стоимость работы составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно справке от 04.07.2013 года МУП «Спасское ЖКХ» для организации сбора и вывоза ТБО от населения <адрес> МУП «Спасское ЖКХ» не располагает транспортными средствами и необходимым количеством работников.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд считает возможным установить для ответчика определенный срок для устранения нарушений изложенных в исковом заявлении.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры

удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Турбанского сельсовета Спасского района Нижегородской

области в срок до 01 июня 2014 года организовать мероприятия по сбору и вывозу

бытовых отходов, размещенных на территории администрации.

Обязать администрацию Турбанского сельсовета Спасского района Нижегородской

области в срок до 01 сентября 2014 года ликвидировать свалку ТБО, расположенную на

землях сельскохозяйственного назначения, на расстоянии 100м. <данные изъяты> от дороги

<адрес>, в 300 метрах <данные изъяты> <адрес>, с последующим

размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца через Спасский районный суд Нижегородской области.

Председательствующий                                                                    Гарсия Е.И.

                                                                                        

2-136/2013 ~ М-118/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Турбанского сельсовета
Суд
Спасский районный суд
Судья
Гарсия Елена Ивановна
13.06.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2013[И] Передача материалов судье
13.06.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2013[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.07.2013[И] Предварительное судебное заседание
05.07.2013[И] Судебное заседание
05.07.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2013[И] Дело сдано в канцелярию
06.08.2013[И] Дело оформлено
06.08.2013[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее