Судья Хомутинникова Е. Ю. Дело № 33-17306/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Екатеринбург 23.09.2016
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Локтина А. А., судей Подкорытовой Н. П. и Артемьева А. П., при секретаре Лань А. П., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закирова Т.Н. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», МУП ГО Красноуфимск «Жилищно-коммунальное управление» о защите прав потребителя, по апелляционной жалобе ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» на решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 24.06.2016.
Заслушав доклад судьи Артемьева А. П., судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с иском к МУП ГО Красноуфимск «Жилищно-коммунальное управление», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о защите прав потребителя, в обоснование иска указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., и потребителем коммунальных услуг. С апреля 2013 года по апрель 2016 года истцу приходят выставленные ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» счета по оплате электроэнергии, в том числе ОДН электричество. Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, осуществляет МУП «ЖКУ». Поскольку МУП «ЖКУ» уклоняется от исполнения принятых на себя обязательств, Закиров Т. Н. просил суд частично списать, частично вернуть уплаченную за вышеуказанное жилое помещение денежную сумму за ОДН электроснабжение за период с апреля 2013 года по апрель 2016 года в сумме 1385 руб. 54 коп.
Оспариваемым решением исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению и взысканию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного ... в ... в период с апреля 2013 года по март 2016 года в сумме 1 385 руб. 54 коп. Запрещено ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» начислять и взыскивать с Закирова Т. Н. плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Признаны незаконными бездействия МУП «Жилищно-коммунального управления» в части непредставления истцу коммунальной услуги электроснабжения жилого помещения - ... многоквартирного ..., в .... С ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в пользу истца с взыскана компенсация морального вреда в сумме 1000 руб., с МУП «Жилищно-коммунального управления» - в сумме 1000 руб., взыскан штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в сумме 1192 руб. 77 коп., с МУП «Жилищно-коммунального управления» в сумме 500 руб. Также с ответчиков взысканы расходы на оплату юридических услуг в сумме 3000 руб.
Не согласившись с постановленным судом решением, ответчик ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В жалобе ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» указало на то, что при вынесении решения судом были неверно определены обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам спора, а также неправильно применены нормы материального права.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом почтовыми отправлениями, также информация о времени и месте судебного заседания была размещена на сайте Свердловского областного суда, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией.
Согласно п. 7.1. ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно п.п. 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Поскольку порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а как было установлено судом, управление многоквартирным жилым домом ... по ... в ... на основании решения собственников помещений многоквартирного дома осуществляет управляющая компания МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ», в связи с чем право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ».
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что п. 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию. Непосредственно такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.
Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, поэтому не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.
Разрешая спор, суд обоснованно принял во внимание письмо Министерства Регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007 № 8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги», согласно которому расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а на ресурсоснабжающие и подрядные организации указанные обязанности возлагаются только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками находящихся в нем жилых помещений.
Следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что начислять и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии при использовании общего имущества в многоквартирном доме имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, который, в свою очередь, зависит от выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами, в связи с чем ресурсоснабжающая организация имеет право начислять и взимать плату за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нем помещений.
Вместе с тем судом установлено, что решение общего собрания собственников помещений ... в ... по внесению платы за электроэнергию непосредственно в ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не принималось.
Более того, действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов МКД, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в этой части. Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе по существу рассмотренных требований, заявлялись и в суде первой инстанции, являлись предметом исследования, получили надлежащую правовую оценку, основаны на неверном толковании норм материального права, не могут повлиять на правильность состоявшегося судебного решения, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 24.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» - без удовлетворения.
Председательствующий А. А. Локтин
Судьи А. П. Артемьев
Н. П. Подкорытова