Решение по делу № 2-1108/2015 от 16.11.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2015 года с. Сладково

    Сладковский районный суд Тюменской области в составе:

    председательствующего судьи Бутакова А.Г.,

    с участием прокурора Гришечко Л.И.,

    при секретаре Алешиной М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1108/2015 по исковому заявлению прокурора Сладковского района Тюменской области, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту законных прав и интересов Тищенко Е.И. к Правительству Тюменской области и к администрации Сладковского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить Тищенко Е.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории д. Пелевино Сладковского района Тюменской области, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения и о возложении обязанности на администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области заключить с Тищенко Е.И. договор найма специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

16.11.2015 года в Сладковский районный суд Тюменской области обратился прокурор Сладковского района Тюменской области, с исковым заявлением, поданным в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту законных прав и интересов Тищенко Е.И. к Правительству Тюменской области и к администрации Сладковского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить Тищенко Е.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории д. Пелевино Сладковского района Тюменской области, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения и о возложении обязанности на администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области заключить с Тищенко Е.И. договор найма специализированного жилого помещения, в котором указал на следующие обстоятельства: « что Тищенко Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что его мать Тищенко Т.А. и отец Тищенко И.В. лишены родительских прав на основании решения Сладковского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления главы Сладковского муниципального района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Тищенко Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передан под опеку опекуну Ильиных З.А.. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Тищенко Е.И. состоит на основании Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области », в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа под . В соответствии со справкой ФГУП « Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ » Тюменского филиала от ДД.ММ.ГГГГ сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Тищенко Е.И. не имеется. Согласно выписке из реестра Управления Росреестра по Тюменской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество Тищенко Е.И. отсутствуют. В соответствии с законодательством, действовавшим на момент обращения в органы прокуратуры и до ДД.ММ.ГГГГ, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » предусматривали, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилые помещения не ниже, установленных социальных норм. С 1.01.2013 в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » ( в новой редакции ) - детям-сиротам и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом, следует учитывать, что ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья, нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Часть 7 ст. 8 указанного федерального закона гласит, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. До настоящего времени истец, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия, находясь на учете в качестве нуждающегося, в течение длительного времени, жильем не обеспечен. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ - Каждый имеет право на жилище. Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 п. 26.3 Федерального закона « Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ » - отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. В соответствии со ст. 5, ч. 1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » - обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ. Учитывая, что разработка, корректировка и обеспечение исполнения областного бюджета в соответствии с подпунктами 3, 6 п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области - отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства Тюменской области, последнее обязано предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области. Частью 2.1 ст. 27 Закона Тюменской области от 6.11.2012 года № 90 « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов », вступившей в силу с 9.07.2013 года, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа; по заключению таких договоров найма. Таким образом, обязанность по заключению договора найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию Сладковского муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах гражданина по его обращению об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде ( копия обращения приложена ). На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона « Прокуратуре РФ », ст. 11 Жилищного кодекса РФ, прокурор просил суд требования искового заявления удовлетворить ».

В ходе судебного заседания, прокурор и истец Тищенко Е.И. – обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердили в полном объеме, требования искового заявления, уточнили, просили суд возложить обязанность на Правительство Тюменской области предоставить Тищенко Е.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории с. Сладково Сладковского района Тюменской области, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения и о возложении обязанности на администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области заключить с Тищенко Е.И. договор найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилое помещение.

Представитель Правительства Тюменской области Хазипова Ф.Г. просила суда в удовлетворении исковых требований прокурора Сладковского района Тюменской области отказать, полностью поддержав возражение на исковое заявление, поскольку согласно ч. 6 ст. 30.1 Закона Тюменской области от 7.10.1999 года № 137 « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области » - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в Список, предусмотренный ст. 30.2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области предоставляются по месту их жительства ( при невозможности определения места жительства – по месту пребывания ) в границе соответствующего муниципального района или городского округа. По этому, по мнению Правительства Тюменской области, исковые требования прокурора о предоставлении жилого помещения Тищенко Е.И. именно в д. Пелевино Сладковского района Тюменской области или в ином конкретном населенном пункте не корректны, поскольку в решении суда должно быть указано на представление жилого помещения в границах Сладковского муниципального района Тюменской области.

Представитель администрации Сладковского муниципального района Тюменской области Данилова А.С., обстоятельства и требования искового заявления прокурора, не оспаривала.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему, что обстоятельства, указанные в заявлении прокурора Сладковского района Тюменской области нашли своей полное подтверждение, сторонами не оспаривались.

    Действительно Тищенко Е.И. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. Тищенко Е.И. состоит на учете, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в установленном законодательством порядке. Жилья Тищенко Е.И. не имеет. Регистрация Тищенко Е.И. по адресу: <адрес> носит формальный характер, поскольку указанное жилое помещение не является его собственностью, отсутствуют у Тищенко Е.И. и какие либо договорные отношения по найму, указанного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Тищенко Е.И. обратился в прокуратуру Сладковского района Тюменской области с просьбой обратиться в суд в защиту его жилищных прав. В судебном заседании Тищенко Е.И. просит возложить на Правительство Тюменской области обязанность предоставить ему жилое помещение в с. Сладково Сладковского района Тюменской области, поскольку он желает проживать именно в с. Сладково Сладковского района Тюменской области.

    Указанные обстоятельства нашли свое полное подтверждение в материалах гражданского дела и при рассмотрении судом гражданского дела по существу, сторонами не оспаривались.

    Разрешая исковые требования по существу, суд учитывает следующие положения действующего законодательства.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых ( служебных ) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В связи с изложенным действия прокурора по обращению в защиту законных прав и интересов Тищенко Е.И. соответствует действующему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ - Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » от 21.12.1996 года № 159-ФЗ - Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно п. 7 ст. 8 указанного закона - по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с частями 1 – 3 ст. 40 Конституции РФ - Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 8 ст. 8 указанного закона - дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона « Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ » от 6.10.1999 года № 184-ФЗ - отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » от 21.12.1996 года - обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ.

Обеспечение исполнения областного бюджета, а также подготовка отчета об исполнении указанного бюджета и отчетов о выполнении программ социально-экономического развития Тюменской области; обеспечение проведения экономической, социальной и культурной политики области, в соответствии с подпунктами 3, 6 п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области - отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области Тюменской области - Правительства Тюменской области.

При таких обстоятельствах, суд убежден, что исковые требования прокурора, в части возложения обязанности на Правительство Тюменской области предоставить Тищенко Е.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории с. Сладково Сладковского района Тюменской области, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения, законны и обоснованы, а по этому подлежат удовлетворению.

Возражения представителя Правительства Тюменской области Хапизовой Ф.Г., относительно данных исковых требований прокурора, основаны на не правильном понимании норм выше приведенного законодательства, которые дают Тищенко Е.И. право на представление Правительством Тюменской области указанного жилого помещения в пределах территории Сладковского муниципального района Тюменской области.

Право же определения места жительства ( предоставления жилого помещения ) в каком либо населенном пункте РФ, согласно Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ » от 25.06.1993 года № 5242-1 принадлежит Тищенко Е.И., в данном случае, с учетом положений ч. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, ч. 6 ст. 30.1 Закона Тюменской области « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области » от 7.10.1999 года № 137 – в границах Сладковского муниципального района Тюменской области.

Рассматривая вопрос об исковых требованиях в остальной части, суд учитывает следующее.

Согласно ч. 3 ст. 24 Закона Тюменской области от 2.12.2014 года № 102 « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов », органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа и по заключению таких договоров найма.

Таким образом, исковые требования прокурора о возложении обязанности по заключению договора найма на предоставленное специализированное жилое помещение с Тищенко Е.И. так же законны и обоснованы, а поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Сладковского района Тюменской области – удовлетворить в полном объеме.

Возложить на Правительство Тюменской области обязанность - предоставить Тищенко Е.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, на территории с. Сладково Сладковского района Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения.

Возложить обязанность на администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области - заключить с Тищенко Е.И. договор найма на предоставленное Правительством Тюменской области специализированное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано и ( или ) на него может быть внесено представление в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы и ( или ) внесения представления, через Сладковский районный суд Тюменской области.

Решение вынесено в совещательной комнате и его оригинал изготовлен на принтере « Canon LASER SHOT LBP – 1120 ».

    Председательствующий:

     Федеральный судья Бутаков А.Г.

2-1108/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сладковского района
Тищенко Е.И.
Ответчики
Администрация Сладковского муниципального района
Правительство Тюменской области
Суд
Сладковский районный суд Тюменской области
Дело на сайте суда
sladkovsky.tum.sudrf.ru
16.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2015Передача материалов судье
16.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2015Подготовка дела (собеседование)
29.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2015Судебное заседание
15.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2016Дело оформлено
15.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее