Дело № 2-1294/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Мировой судья Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Мелихова Н.А.
при секретаре Ермиловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 25 марта 2011 г. дело по иску ххх1 к Министерству финансов Республики Коми о возмещении материального ущерба, судебных расходов,
установил:
Истец обратился к мировому судье с иском к Министерству финансов Республики Коми о взыскании материального ущерба, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, судебных расходов. В обоснование исковых требований указал, что постановлением заместителя председателя Верховного суда Республики Коми ххх2 24.09.2010 г. было отменено постановление мирового судьи Краснозатонского судебного участка г Сыктывкара от 28.05.2010 г. и решение Сыктывкарского городского суда от 08.07.2010 г. о привлечении ххх3 к административной ответственности по ч.З ст.12.15 КоАП РФ. Во время рассмотрения данного административного дела, истец испытывал неудобства, нервничал, переживал, обращался в различные организации за защитой своих прав. Для защиты своих интересов в суде он заключил договор на оказание юридических услуг с Юридической фирмой «Дакар»; расходы на оплату услуг представителя составили 10000 руб. Для сбора доказательной базы своей невиновности, в обоснование своей позиции, представителем истца ххх4 был сделан запрос в АМО ГО "Сыктывкар" Управление архитектуры, градостроительства и землепользования стоимость ответа на который составила 566 руб., что подтверждается чек-ордером ххх от 05.07.2010 г., актом выполненных работ от 05.07.2010 г., а так же заявкой ххх от 05.07.2010 г. Данный вид услуг оплачивался в соответствии с п. 3.3 Договора на оказание юридических услуг от 27.05.2010 г., согласно которому "оплата гос. пошлин, расходов, связанных с подготовкой дела к судебному процессу, удостоверением подлинности копий документов, и др. производится Доверителем отдельно. Указанные расходы в стоимость услуг, указанных в п. 3, не входят".
В судебное заседание истец, представитель истца не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика с иском не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо сотрудник ГИБДД ххх5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представитель УВД по ххх с исковыми требованиями не согласился.
Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы настоящего дела, мировой судья приходит к следующему.
По делу установлено, что 11 мая 2010 года в 18 час. 40 мин. возле дома ххх по ххх в г.Сыктывкаре, водитель ххх3 управляя автомобилем марки «Форд Фокус», государственный регистрационный знак ххх, выезжая со дворовой территории, в нарушение требований дорожного знака 5.13.2, выполнил поворот налево, при этом продолжил движение по полосе дороги, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств во встречном направлении.
Постановлением мирового судьи Краснозатонского судебного участка ххх-443/10 от 28.05.2010 г. ххх3 был привлечён к административной ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ и ему было назначено наказания в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 4 месяца.
Не согласившись с указанным постановлением, ххх3 обратился в Сыктывкарский суд с жалобой.
Решением Сыктывкарского городского суда от 08.07.2010 года постановление мирового судьи изменено, ххх3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 ч. 3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Изменяя квалификацию действий ххх3 суд пришел к выводу о том, что в его действиях усматривается событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ.
Не согласившись с решением Сыктывкарского суда защитник истца обратилась с надзорной жалобой в Верховный суд Республики Коми. В надзорной жалобе защитник просит вышеуказанные судебные акты отменить и производство прекратить. В обоснование своих требований указывает, что имеющаяся в материалах дела видеофиксация правонарушения, является недопустимым доказательством, поскольку не указана в качестве приложения к протоколу об административном правонарушении. Видеофиксация произведена техническим средством, которое не подлежало применению. Ширина дорожного полотна позволяет двигаться транспортным средствам в два ряда в каждом направлении.
Постановлением от 24.09.2010 г. заместителя председателя Верховного суда РК постановление мирового судьи Краснозатонского судебного участка г. Сыктывкара от 28 мая 2010 года и решение Сыктывкарского городского суда от 08 июля 2010 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ в отношении ххх1 - отменены, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При рассмотрении дела в надзорной инстанции суд указал, что в настоящее время двухмесячный срок привлечения к административной ответственности истек.
В постановлении надзорной инстанции указано, что ххх3 11.05.2010 года, управляя автомашиной марки «Форд Фокус» г/н Н728УХ, выезжая с дворовой территории дома ххх ул. ххх, в нарушение требований дорожного знака 5.13.2 (выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств), осуществил движение во встречном направлении по полосе дороги, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств. Данные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела видеозаписью правонарушения. Таким образом, движение ххх3 по ул. ххх г. Сыктывкара не связано с поворотом налево, разворотом или объездом препятствия. При таких обстоятельствах, вывод судьи о наличии в действиях ххх3 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, является ошибочным.
Из материалов дела усматривается, что истец понес реальный ущерб: расходы для своей защиты по административному делу, связанному с предъявленным к нему обвинением в административном правонарушении по ст. 12.15 ч. 4 КоАП РФ.
Для защиты своих интересов в суде истец заключил договор на оказание юридических услуг с Юридической фирмой «Дакар»; расходы на оплату услуг представителя составили 10000 руб. Для сбора доказательной базы своей невиновности, в обоснование своей позиции, представителем истца ххх4 был сделан запрос в АМО ГО "Сыктывкар" Управление архитектуры, градостроительства и землепользования стоимость ответа на который составила 566 руб., что подтверждается чек-ордером ххх от 05.07.2010 г., актом выполненных работ от 05.07.2010 г., а так же заявкой ххх от 05.07.2010 г. Данный вид услуг оплачивался в соответствии с п. 3.3 Договора на оказание юридических услуг от 27.05.2010 г., согласно которому "оплата гос. пошлин, расходов, связанных с подготовкой дела к судебному процессу, удостоверением подлинности копий документов, и др. производится Доверителем отдельно. Указанные расходы в стоимость услуг, указанных в п. 3, не входят".
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол фиксирует событие и состав административного правонарушения.
В рассматриваемом случае производство по делу в отношении ххх1 было прекращено за истечение срока привлечения к административной ответственности.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. ххх «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» также разъяснено, что расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
В силу положений ст.1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч.2 указанной статьи, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года ххх "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 25 мая 2006 года), требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч.2 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.
К истцу меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания (ч.2 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не применялись, не наступило неблагоприятных последствий вследствие того, что в отношении него велось производство по делу об административном правонарушении, поскольку в отношении Островского А.Б, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применялись, постановление о наложении на него административного наказания не вступило в законную силу, его исполнение не было начато.
Иная судебная оценка собранных по административному делу доказательств не означает наличия вины должностного лица ГИБДД в причинении вреда. При этом отмена постановления должностного лица судом в порядке, установленном КоАП РФ для рассмотрения жалоб, с направлением дела на новое рассмотрение в государственный орган не свидетельствует о причинении морального вреда лицу, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении.
В силу ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Законом РФ от 18. 04. 1991г. ххх «О милиции» (с изменениями и дополнениями, действовавшим на момент рассмотрения дела об административном правонарушении) (утратил силу 01.03.2011 года) установлено, что милиция в Российской Федерации есть система органов исполнительной власти, которая входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Статьёй 35 настоящего Закона предусмотрено, что финансирование милиции осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона РФ «О милиции» криминальная милиция финансировалась за счёт средств федерального бюджета.
Анализ приведённых выше правовых норм позволяет сделать вывод, что вред возмещается за счёт той казны, которая является основным источником финансирования должностного лица, совершившего незаконные действия.
Согласно справке УВД по ххх должность сотрудника ГИБДД ххх5 финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Согласно подпунктам 17 и 56 пункта 5 Положения «О Министерстве финансов Республики Коми», утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2009 года № 409, Министерство финансов Республики Коми: организует в установленном порядке исполнение и исполняет республиканский бюджет Республики Коми; представляет в установленном порядке интересы Республики Коми по вопросам, связанным с исполнением республиканского, бюджета Республики Коми, в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти Республики Коми, органах местного самоуправления, судебных органов.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ). Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из анализа положений ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ для применения ответственности за вред, причиненный сотрудником ГИБДД, необходимо доказать наличие вины причинителя вреда, которая в соответствии со ст.1069 ГК РФ может быть только в форме умысла и неосторожности.
Кроме того, обязательным условием наступления ответственности является наличие признаков состава правонарушения, а именно: наступление вреда; вина причинителя вреда; причинно-следственная связь между наступившим вредом и противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного элемента исключает возможность возмещения вреда.
Прекращение производства по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности не является само по себе достаточным основаниям признания действий (бездействия) должностных лиц незаконными (противоправными), если должностное лицо или орган публичной власти в своих действиях не выходили за рамки установленные законом.
Истец не представил доказательств, устанавливающих вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) инспектора ГИБДД УВД по ххх5 и возникшим материальным вредом.
Из содержания искового заявления не следует, что в отношении истца имели место незаконные действия государственных органов и их должностных лиц.
Факт прекращения производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения не является безусловным основанием к возмещению лицу, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, убытков, причиненных оплатой услуг адвоката, как вреда, причинённого вследствие незаконного привлечения к административной ответственности.
Поскольку вина в действиях сотрудника ГИБДД не установлена, а производство по делу об административном правонарушении было прекращено не по реабилитирующим основаниям, а за истечением срока привлечения к административной ответственности, следовательно доказательства наличия умысла либо неосторожности в действиях (бездействии) сотрудника ГИБДД УВД по ххх, которые могли бы повлечь причинение убытков /материального ущерба/ истцу, истцом не представлены в материалы дела и материалами дела не подтверждаются.
Принимая во внимание изложенное, мировой судья приходит к выводу о том, что требования истца к Министерству финансов Республики Коми о возмещении материального ущерба не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ххх1 к Министерству финансов Республики Коми о взыскании материального ущерба, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней через мирового судью со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 30 марта 2011 года.
Мировой судья Н.А. Мелихова