Дело № 2-57/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2017 года с. Толбазы
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Набиева Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Шайдуллине Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимова Н.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе Республики Башкортостан об оспаривании решения, назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Ефимов Н.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части, возложении обязанности включить периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в специальный стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости со дня обращения.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, по мнению истца, ответчик необоснованно не включил в стаж работы период работы ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 5 месяцев 1 день - машинистом в ЗАО «АЛЕФ» в местностях, приравненных к районам крайнего Севера. Истец считает, что вышеуказанный период подлежит включению в специальный стаж.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части; обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 5 месяцев 1 день - машинистом в ЗАО «АЛЕФ», признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца Ханафин Д.Ф. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Шамсутдинова И.Р. с иском не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
Истец Ефимов Н.А. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их введения в действие, при этом действие нового закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» не содержит указания на то, что его нормы распространяются на правоотношения, возникшие до его введения.
Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года установлено, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, согласно правовой позиции, изложенной в указанном постановлении, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент возникновения права, сохраняются.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам - мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ".
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Закона о страховых пенсиях).
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ефимов Н.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном установлении пенсии отказано, по причине отсутствия требуемого стажа работы 7 лет 6 месяцев в районах Крайнего Севера. Ответчик не включил в стаж период работы ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 5 месяцев 1 день – машинистом в ЗАО «АЛЕФ», так как заявителем не представлены документы в подтверждении его занятости в течение полного рабочего дня на выполнении работ в особых территориальных условиях – в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а предоставленные страхователем индивидуальные сведения работника не содержат кода территориальных условий.
Ответчик указал продолжительность стажа работы Ефимова Н.А. в районах Крайнего Севера <данные изъяты>, что не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из решения Пенсионного фонда, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – 2 года 6 месяцев – машинист в ЗАО «АЛЕФ» включен в специальный стаж работы в районах крайнего Севера.
В судебном заседании свидетель И.А.С. показал, что работал с истцом в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. в ЗАО «АЛЕФ» в районе Крайнего Севера. Ефимов Н.А. работал машинистом бульдозера.
Согласно ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе, права истца не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом, кроме того, факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии записи в трудовой книжке, подтвержденной совокупностью других письменных доказательств, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.
Согласно п. 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу подп. 4 Правил при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные п. 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 11 Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями.
Согласно п. 12 "Перечня документов необходимых для установления страховой пенсии", утвержденного приказом Министерства труда РФ от 28 ноября 2014 года N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным п. 6 и п. 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Таким документом служит справка, выданная администрацией предприятия, на котором протекала трудовая деятельность на основании документов, подтверждающих характер работы в соответствующие периоды.
Согласно трудовой книжки колхозника РОС №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Ефимов Н.А. ДД.ММ.ГГГГ принят машинистом К-700 в Закрытое акционерное общество «АЛЕФ» <адрес>, уволен по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принят трактористом – машинистом в ООО «ТрансАвто», уволен ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принят трактористом-машинистом в ХМАО Югра ИП Р.Ф.Ф.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной исполнительным директором ЗАО «АЛЕФ», Ефимов Н.А. действительно работал в ЗАО «АЛЕФ» машинистом К-700 с ДД.ММ.ГГГГ приказ о приеме № от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 с последующими изменениями и дополнениями, к районам Крайнего Севера отнесен Ханты-Мансийский автономный округ.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что работодателем не соблюден порядок предоставления указанных сведений в Управление Пенсионного Фонда России по месту регистрации работодателя, не может повлиять на пенсионные права Ефимова Н.А., поскольку факт выполнения работы в районах Крайнего Севера, нашло свое подтверждение записями в трудовой книжке, которые никем не оспорены и недействительными не признаны.
Опровергающих доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
С доводами ответчика о том, что на сведениях о работе истца в районах Крайнего Севера не проставлены соответствующие коды, поэтому истцу не может быть назначена досрочная пенсия, суд не соглашается, поскольку истец не может быть лишен права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тем, что работодатель не указал код льготы, при этом надлежащее ведение соответствующей документации, в том числе и оформление индивидуального лицевого счета истца, является обязанностью работодателя, ненадлежащее выполнение им своих обязанностей не может лишать истца права на включение этих периодов в его специальный стаж.
Кроме того, часть периодов работы машинистом в ЗАО «АЛЕФ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были засчитаны ответчиком в стаж работы в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного, период работы истца в районах крайнего Севера машинистом в ЗАО «АЛЕФ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 5 месяцев 1 день подлежат включению в специальный стаж.
С учетом оспоренных периодов работы, специальный трудовой стаж истца составляет более 7 лет 6месяцев, что в соответствии со ст. 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ является основанием для назначения Ефимову Н.А. страховой пенсии по старости.
Ввиду вышеизложенного, решение об отказе в установлении пенсии Ефимову Н.А. следует признать незаконным и подлежащим отмене в части, а иск Ефимова Н.А. подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела следует, что Ефимов Н.А. обратился в УПФ с заявлением о назначении ему пенсии ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, именно с этой даты ему следует назначить пенсию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Ефимова Н.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе Республики Башкортостан об оспаривании решения, назначении пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж Ефимова Н.А. периода работы машинистом в районах Крайнего Севера в ЗАО «АЛЕФ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе Республики Башкортостан включить в специальный стаж Ефимова Н.А. период работы машинистом в районах Крайнего Севера в ЗАО «АЛЕФ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Ефимовым Н.А. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе Республики Башкортостан назначить Ефимову Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан (Постоянное судебное присутствие в с. Толбазы Аургазинского района Республики Башкортостан Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан).
Председательствующий п/п Р.Р. Набиев