Дело №2-104/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2019г.
Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:
Председательствующего судьи Попковой Н.А.
При секретаре Размахниной А.Р.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцева Олега Николаевича, Мальцевой Нины Владимировны, Сапожниковой (Мальцевой) Ксении Олеговны к администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерству финансов РФ о признании пострадавшими от наводнения, включении в списки пострадавших на получение материальной помощи,
у с т а н о в и л :
Мальцев О.Н., Мальцева Н.В., Мальцева К.О. обратились в суд с иском, указывая, что они проживают в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: г.Чита, Железнодорожный административный район, адреса 1, 2 с 1997г. по настоящее время.
Их дом вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации, что подтверждается постановлением администрации городского округа №345 от 13.09.2018г.
По указанному ими адресу, где находится их имущество первой необходимости, они проживают с 1997г., что могут подтвердить свидетели.
Согласно уведомлению администрации городского округа «Город Чита» от 31.08.2018г. №..., №... они не включены в список пострадавших, так как не зарегистрированы по указанному адресу.
Согласно положению ч.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Они в период паводка в июле 2018г. проживали в зоне затопления и пострадали, их имуществу причинен ущерб, однако администрацией Железнодорожного административного района они не были включены в списки пострадавших, что повлекло корректировку данного списка и нарушение их прав на получение финансовой помощи от государства.
Истцы просят суд признать их, Мальцева О.Н., Мальцеву Н.В., Мальцеву К.О., пострадавшими от наводнения, произошедшего в июле 2018г. на территории Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», включить их в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи; включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную утрату имуществ первой необходимости; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец Мальцев О.Н. заявленные исковые требования поддержал.
Истцы Мальцева Н.В., Сапожникова (Мальцева) К.О., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем суд приступает к рассмотрению дела в их отсутствие.
Ответчики администрация городского округа «Город Чита», Министерство финансов Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, администрация Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие их представителей.
Ответчик УМВД России по Забайкальскому краю направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
От Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю – представителя Министерства финансов РФ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав истца Мальцева О.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В части 2 названной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018г. №45 с 09 июля 2018г. на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014г. №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее-чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями
Подпункт «д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
При этом 30 мая 2018г. Постановлением Правительства РФ №627 введен в действие п.2.1 Правил, согласно которому выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, заключением эксперта.
Из материалов дела следует, что истцы Мальцев О.Н.. Мальцева Н.В. состоят в зарегистрированном браке, имеют ребенка Сапожникову (до замужества фамилия Мальцева) К.О.
Истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: г.Чита, адрес 3
В собственности Мальцевой Н.В. находится земельный участок по адресу: г.Чита, Железнодорожный административный район, адрес 1, в собственности Мальцева О.Н. находится земельный участок по адресу: Железнодорожный административный район, адрес 2.
Согласно пояснениям истца Мальцева О.Н. указанные земельные участки объединены, территориально на земельном участке №2 возведен жилой дом. Жилой дом в установленном законом порядке в эксплуатацию не введен, право собственности на жилой дом не оформлено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: г.Чита, Железнодорожный административный район, адреса 1, 2, попали в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018г. на территории Забайкальского края.
В материалы дела представлен акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, составленный 19.07.2018г., согласно которому имущество первой необходимости у Мальцевой Н.В. утрачено частично.
На обращение истцов за выплатой денежной компенсации, администрацией городского округа «Город Чита» выдана справка, в которой указано на отсутствие правовых оснований для включения их в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с отсутствием постоянной регистрации в зоне действия режима «чрезвычайной ситуации» в городском округе «Город Чита».
Обстоятельство отсутствия постоянной регистрации в помещении, попавшем в зону подтопления, истцами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Истцы, как указано выше, зарегистрированы в г.Чите в квартире, принадлежащей на праве собственности Мальцеву О.Н., в отношении которой распространяется режим общей совместной собственности супругов Мальцева О.Н. и Мальцевой Н.В., по адресу: г.Чита, адрес 3
Согласно пояснениям истцов, Мальцева К.О. до вступления в брак являлась членом семьи Мальцева О.Н. и Мальцевой Н.В., проживала с ними совместно.
Из анализа действующего законодательства следует, что целью оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Забайкальского края в 2018г., является государственная поддержка лишь тем гражданам, которые потеряли имущество первой необходимости и основное свое имущество в результате наводнения.
В ходе рассмотрения дела истцы Мальцева Н.В., Сапожникова (Мальцева) К.О. подтверждали, что в квартире по адресу: г.Чита, адрес 3 осталось все ранее находившееся там имущество (стол, стулья, холодильник, мебельная стенка, спальные места, телевизор).
Указанное имущество относится к имуществу первой необходимости, и утрачено истцами не было.
Таким образом, принимая во внимание наличие у истцов другого имущества, находящегося в собственности (квартиры, находящегося в квартире имущества первой необходимости), имеются основания полагать, что для них имущество, попавшее в зону подтопления, единственным не являлось, и его частичное уничтожение не дает права истцам на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
При этом показания допрошенных свидетелей Пушкаревой И.В., Майдуровой Е.В., Реутова В.В. о том, что истцы преимущественно проживают в доме, попавшем в зону подтопления, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку материалами дела подтверждается наличие у истцов иного жилого помещения и нахождение в нем имущества первой необходимости.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании истцов пострадавшими от наводнения для их включения в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и в списки на получение финансовой материальной помощи за частично утраченное имущество.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Мальцева Олега Николаевича, Мальцевой Нины Владимировны, Сапожниковой (Мальцевой) Ксении Олеговны к администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерству финансов РФ о признании пострадавшими от наводнения, включении в списки пострадавших на получение материальной помощи, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С у д ь я