Дело № 2-53/15
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Грозненский районный суд Чеченской Республики
в составе председательствующего судьи Висиханова З.З.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя истца ФИО1 – адвоката КА № <адрес> ФИО6, действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Департаменту строительства и архитектуры ФИО4 <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении включить в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1, действующая также в интересах несовершеннолетней МанжосД.В., обратилась в суд с указанным иском к Департаменту строительства и архитектуры ФИО4 <адрес> (далее – Департамент), мотивируя требования тем, что ей и её дочери принадлежал на праве собственности дом, расположенный по адресу: ФИО4 <адрес>. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанный населенный пункт находится на территории зоны радиоактивного заражения – в зоне отселения. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим законом. Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством РФ.
В ФИО4 <адрес> организация работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС возложена на Департамент (п.3.35 Положения о департаменте строительства и архитектуры ФИО4 <адрес>, утвержденного ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 65).
Она, от себя лично и как законный представитель несовершеннолетней дочери, обратилась в Департамент с заявлением о получении компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ею получен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № 5450, в котором комиссией Департамента по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС принято решение о выплате компенсации за имущество, расположенное по адресу: ФИО4 <адрес>. После этого, она от себя лично и как законный представитель несовершеннолетней дочери, обратилась в орган местного самоуправления по месту нахождения имущества с заявлением об отказе от права собственности на утраченное имущество. Представила справку о передаче утраченного имущества органам местного самоуправления в Отдел защиты населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, при Департаменте (далее – Отдел Департамента). Однако по настоящее время компенсацию за утраченное имущество не получила. На её неоднократные обращения в Отдел Департамента по поводу выплаты компенсации конкретного ответа не последовало.
В силу п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.
ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что требование, указанное в п.6 вышеназванного Постановления Правительства РФ Департаментом не выполнено, что подтверждается ответом на её обращение в УФК по ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). Её заявление об отказе от права собственности на утраченное имущество принято Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО4 <адрес> и данный дом зарегистрирован как бесхозный. В результате бездействия Департамента у неё и несовершеннолетней дочери нет ни денег за утраченное имущество, ни самого имущества.
Просит признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не включении её и её несовершеннолетней дочери в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и в не направлении данных списков в УФК по ФИО4 <адрес> для производства данных выплат, понудить Департамент включить её и её несовершеннолетнюю дочь в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: ФИО4 <адрес>; и направить данные списки в УФК по ФИО4 <адрес> и взыскать в их пользу с Департамента компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Об уважительных причинах своей неявки суду не сообщила. Письменно просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истца адвокат ФИО6 исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме и просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика – Департамента строительства и архитектуры ФИО4 <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Письменных возражений относительно иска суду не представил.
Представитель третьего лица – Управления Федерального казначейства по ФИО4 <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Начальник юридического отдела УФК по ФИО4 <адрес> ФИО7 письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Согласно ч.ч.3 и 4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного разбирательства, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая, что Департамент строительства и архитектуры ФИО4 <адрес> своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде и его представителю была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает его неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3.35 Положения о департаменте строительства и архитектуры ФИО4 <адрес>, утвержденного ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № одной из функции Департамента является организация работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из письма директора Департамента ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №5450, адресованного ФИО1 и ФИО3 следует, что Департаментом принято решение о выплате компенсации за имущество, расположенное по адресу: <адрес>; после её отказа от права собственности и передачи имущества уполномоченному органу местного самоуправления. Рекомендовано для дальнейшего оформления документов на выплату денежных средств обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения имущества с заявлением об отказе от права собственности на утраченное имущество и земельный участок (если приобретено право собственности на землю), а также передать ключи от жилого помещения и хозяйственных построек, технический паспорт, кадастровый план (при наличии), копию свидетельства о регистрации права на жилое помещение и хозяйственные постройки, свидетельство о регистрации права на земельный участок (при наличии) и другие имеющиеся документы на утраченное имущество и земельный участок. Разъяснено, что денежные средства будут перечислены на почтовое отделение по месту жительства после представления справки установленной формы о передаче утраченного имущества органам местного самоуправления в Отдел Департамента (л.д.10).
Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией муниципального образования <адрес>, до принятия в муниципальную собственность в МУП «Жилье» дом усадебного типа, расположенный по адресу: <адрес>; общей площадью 49,4 кв.м. с надворными постройками: сарай 16,1 кв.м. принят на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в качестве бесхозяйного объекта с предоставлением технического паспорта и ключей от квартиры (л.д.8).
Из письма руководителя УФК по ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №27-11-05/2408, адресованного ФИО1 усматривается, что перечисление денежных средств Управлением производится на основании представленных распоряжений Правительства ФИО4 <адрес>. В списках граждан на получение компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных распоряжениями Правительства ФИО4 <адрес> за 2013-2014 годы ФИО1 и ФИО3 не значатся (л.д.9).
В силу п.6 части 1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Согласно п. 4 ст. 17 вышеназванного Закона РФ гражданам, указанным в п.6 ст.13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Для реализации права на получение компенсации за утраченное имущество ФИО1 обратилась в Департамент строительства и архитектуры ФИО4 <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Правила), которые определяют порядок выплаты гражданам этой компенсации.
В соответствии с п.3 Правил для получения компенсации гражданин, являющийся собственником утраченного имущества, представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится утраченное имущество, заявление, к которому прилагаются подлинники или нотариально заверенные копии документов, указанных в подпунктах «а, б, в, г, д, е» настоящего пункта.
При необходимости у заявителя могут быть дополнительно запрошены другие документы, уточняющие изложенные в заявлении данные.
В соответствии с п.5 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня представления гражданином заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение о выплате или об отказе в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме.
В соответствии с п.1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утвержденного Постановлением администрации ФИО4 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановлений администрации ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 241, от ДД.ММ.ГГГГ № 399) утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие Департамента, признавшего право истца на единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и принявшего решение о выплате истцу компенсации с оговоркой, что денежные средства будут перечислены после представления в Отдел Департамента справки о передаче утраченного имущества органам местного самоуправления, является незаконным. При этом ответчик не включил истца в список граждан на получение компенсации и не представил этот список в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.
Согласно п.6 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства
Финансовое обеспечение расходных обязательств РФ по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов РФ в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7).
Министерство финансов РФ в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов РФ Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8).
Согласно постановления Администрации ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Положение о департаменте по строительству ФИО4 <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ департаменту по строительству ФИО4 <адрес> переданы функции Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО4 <адрес> в сфере защиты населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе, осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства ФИО4 <адрес> в сфере социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС; осуществление организационно-технического обеспечения деятельности комиссий, образованных при администрации ФИО4 <адрес>, по вопросам выплаты компенсаций за утраченное имущество, расположенное на радиоактивно загрязненной территории, и иным вопросам в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; организация работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п. 1 постановления администрации ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1021, признано утратившим силу постановление администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктами 2 и 4 указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ № департамент по строительству ФИО4 <адрес> определен органом исполнительной власти ФИО4 <адрес>, организующим работу по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых департаментом по строительству ФИО4 <адрес> и утверждаемых распоряжением администрации области.
Более того, как указывалось выше, в соответствии с п.1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утраченное гражданами имущество принимается под охрану… городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество.
В связи с изложенным, суд находит иск ФИО1 подлежащим удовлетворению в части признания бездействия Департамента незаконным и понуждении включить истцов в список граждан на получение компенсации и направить этот список в УФК по ФИО4 <адрес> для производства компенсационных выплат.
При этом, при вынесении решения по делу суд находит необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истцы обязаны сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.
В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, при получении истцами компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.
Рассматривая требование ФИО1 о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
На основании ч.3 ст.123 Конституции РФ, ч.1 ст.12 ГПК РФ и ч.7 ст.5 Федерального Конституционного закона «О судах общей юрисдикции в РФ» рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец ФИО1 не представила суду доказательств того, что бездействием ответчика ей причинен моральный вред здоровью, в связи с чем, в этой части иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь Главой 63 ГК РФ и ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту строительства и архитектуры ФИО4 <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении включить в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать бездействие Департамента строительства и архитектуры ФИО4 <адрес>, выразившееся в невключении ФИО1 и ФИО3 в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и в ненаправлении их в Управление Федерального казначейства по ФИО4 <адрес> для производства данных компенсационных выплат.
Обязать Департамент строительства и архитектуры ФИО4 <адрес> включить ФИО1 и ФИО3 в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, направив данные списки в течение месяца в УФК по ФИО4 <адрес> для производства выплат.
Прекратить право собственности ФИО1 и ФИО3 на дом, расположенный по адресу: ФИО4 <адрес>; после получения истцом компенсационных выплат.
В удовлетворении иска в части компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Грозненский районный суд ЧР.
Судья |
(подпись) |
З.З. Висиханов |
Копия верна: |
Судья: |
|
Секретарь: |