РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 09 сентября 2015 года
Ленинский районный суд <адрес> ФИО2 Республики в составе:
председательствующего судьи Дадакова С.С.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к Министерству финансов РФ в лице ФИО1 казначейства по ЧР о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице ФИО1 казначейства о возмещении вреда, причиненного террористическим актом, обосновывая свои требования следующим.
В результате совершенного террористического акта ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут на перекрестке улиц Ватутина и Клубная, где находился рынок <адрес>, ему были причинены телесные повреждения.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.205 УК РФ, по которому он признан потерпевшим.
<адрес>вого суда от 2004 года двое обвиняемых по ч.3 ст. 205 УК РФ ФИО5 и ФИО6 были оправданы, в связи с чем ему
не с кого взыскивать возмещение материального и морального вреда.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Истец просит суд взыскать в свою пользу в качестве возмещения вреда, причиненного террористическим актом, денежные средства в размере 400000 рублей
и в возмещение морального вреда – 100000 рублей.
В судебном заседании ФИО1 истца ФИО12, действующая по доверенности, поддержала исковые требования и просит суд их удовлетворить.
ФИО1 казначейства по ФИО2 Р.В., действующий по доверенности, не оспаривает обстоятельства причинения телесных повреждений истцу в результате террористического акта, просит суд руководствоваться Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N110
"О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" и в целях реализации статьи 18 ФИО1 закона
"О противодействии терроризму", а в удовлетворении иска в части взыскания морального вреда в размере 100000 рублей просит отказать.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит возможным удовлетворить исковые требования ФИО3 частично по следующим основаниям.
Из постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного и.о. прокурора Гудермесского ЧР ФИО7 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 205 УК РФ, усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ около 14.00
в районе городского рынка на перекрестке улиц Ватутина-Клубная <адрес> произошел взрыв неустановленного взрывного устройства. В результате взрыва погибли ФИО8, ФИО9, ФИО10, и 11 человек получили ранения различной степени тяжести.
Из копии постановления о признании ФИО3потерпевшим от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного следователем СО при ВОВД, усматривается, что ФИО3 причинен физический вред.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что здоровью ФИО3 причинен вред средней степени тяжести.
В п. 4 своего Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П Конституционный Cуд РФ определил: «По смыслу Конституции Российской Федерации … общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.Данный принцип применен, в частности, в гражданском (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации) … законодательстве».
В этом же пункте, Конституционный суд указал, что Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57 Конституции Российской Федерации, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение лица, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие. Одновременно Конституция Российской Федерации не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение лица.
То есть, согласно разъяснению Конституционного суда РФ, ст. 4 ГК РФ не может быть истолкована как препятствующая приданию обратной силы законам, улучшающим положение лица.
ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" не устанавливал порядок и размеры выплат единовременных пособий жертвам террористических актов.
В свою очередь Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О борьбе с терроризмом» и принятое на его основе Постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № Правительства Российской Федерации устанавливают порядок и размер выплат единовременного пособия жертвам террористических актов.
Таким образом, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О борьбе с терроризмом» улучшает положение истцов, и, следовательно, в настоящем деле необходимо применить его к возникшим правоотношениям.
Согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11-КГ12-6, рассмотревшей, в том числе, и вопрос о том, какой из двух указанных законов следует применить после ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дел о компенсациях жертвам террористических актов в ФИО2, происшедших до указанной даты, к возникшим как в настоящем деле правоотношениям сторон следует применить Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ
N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (см. Бюллетень ВС РФ № года).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях реализации статьи 18 ФИО1 закона "О противодействии терроризму" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 3 Правил в Российской Федерации должна производиться выплата единовременного пособия в размере 1 млн. рублей членам семей граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта, и гражданам, получившим тяжкий вред или средней тяжести вред здоровью, в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N110).
Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. Для покрытия расходов по финансовому обеспечению выплачивается единовременное пособие членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, истцу причинен вред в результате террористического акта (уголовное дело возбуждено по ст. 205 УК РФ), в связи с чем суд считает обоснованным удовлетворение исковых требований ФИО3 в части возмещения вреда за полученные телесные повреждения в виде компенсационной выплаты в размере 400000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации в лице ФИО1 казначейства о возмещении вреда, причиненного террористическим актом, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 денежную сумму в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей.
В исковых требования ФИО3 о взыскании 100000 рублей в качестве компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд ФИО2 Республики в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись) С.С. Дадаков
Копия верна:
Судья:
Секретарь с/з: