Дело № 2-4140 /2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 августа 2018 Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи: Колычевой А.В.,
при секретаре: Ельшиной А.В.,
с участием ответчиков -представителя Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж Глушковой Л.С.,
представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж Тарасенко А.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чайковского Михаила Викторовича к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, Управлению жилищно –коммунального хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж о взыскании компенсации морального вреда.
у с т а н о в и л :
Чайковский М.В обратился в суд с иском к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, Управлению жилищно –коммунального хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж о взыскании компенсации морального вреда в размере 480 000 руб. В обоснование иска указал, что он зарегистрирован с 31.12. 1996 года и постоянно проживает с семьей в многоквартирном доме, постройки 1953 года по адресу: <адрес>. В целях обеспечения безопасных условий проживания и своевременного проведения капитального ремонта истец неоднократно обращался в органы государственной власти с заявлениями, сообщениями о необходимости проведения капитального ремонта. На протяжении длительного времени по вине ответчиков в результате их незаконного бездействия и не проведения своевременного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, создана угроза нарушения права истца на жилье и безопасное проживание. По указанной причине ему причинен моральный вред. Нравственные страдания истца подтверждаются неоднократными обращениями истца в органы государственной власти и местного самоуправления, органы прокуратуры. ( л.д. 10-12)
Истец о времени и месте слушания дела извещен, в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дела в отсутствие лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела.
Ответчик - представитель Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж Глушкова Л.С. просила в иске отказать. В материалы гражданского дела приобщены возражения на иск.
Ответчик - представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж Тарасенко А.Р. просила в иске отказать, суду пояснила, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику. В материалы гражданского дела приобщены возражения на иск.
Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, представленные письменные доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
По утверждению истца, уклонения ответчиков от выполнения возложенных на них задач по осуществлению капитального ремонта причиняют истцу нравственные страдания.
На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичный подход отражен в абзаце втором пункта 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют об отсутствии необходимой совокупности элементов, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, порождающей обязательства по возмещению морального вреда.
Порядок подготовки и утверждения региональной программы установлен законом Воронежской области от 27.06.2013 года № 106-0З « О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области»
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.12. 2014года № 245, утвержден Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области.
Согласно пункта 3.1. Порядка поведения мониторинга, администрацией городского округа г. Воронеж обеспечено проведение осмотра многоквартирных домов в целях оценки его технического состояния с составлением актов по форме согласно приложению № 1 к данному приказу с внесением информации о техническом состоянии многоквартирных домов в информационную систему « БАРС-ЖКХ» организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории городского округа город Воронеж и предоставлением такой информации в департамент жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец зарегистрирован в квартире <адрес> ( л.д. 13)
Многоквартирный дом <адрес>, год постройки - 1953, количество этажей - 2, количество квартир 8, общая площадь дома - 445,8 кв.м, находится в управлении АО "Управляющая компания Коминтерновского района ".Степень износа основных конструкций и систем составляет 60%.
Согласно постановления правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области на 2014-2044 годы» (далее - региональная программа) проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме <адрес> запланировано в следующие периоды и по видам работ:
- на 2020-2022 годы - ремонт системы водоотведения, ремонт системы теплоснабжения, ремонт системы ХВС, ремонт системы электроснабжения, ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт фундамента.
Проведение капитального ремонта указанного многоквартирного дома в более ранние периоды не возможно без принятия решения о внесении изменений в региональную программу.
Полномочия по установлению необходимости проведения капитального ремонта в более ранние сроки, внесение соответствующих изменений в региональную программу, а также обязанность по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы возложены на органы государственной власти субъекта РФ. Полномочий органов местного самоуправления по указанным вопросам не предусмотрено.
Порядок внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы установлен постановлением правительства Воронежской области от 21.12.2016 № 964 «Об утверждении порядка внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы».
Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области утвержден приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области от 09.08.2017 № 179 «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области».
Обязательным условием для рассмотрения субъектом РФ вопроса о внесении изменений в региональную программу, в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 21.12.2016 № 964 и приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства от 09.08.2017 № 179 является принятое собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Также необходим перечень следующих документов: копия технического паспорта многоквартирного дома; копии заключений экспертиз состояния общего имущества в многоквартирном доме (при наличии); копии документов, содержащих сведения о проведенных ранее капитальных ремонтах инженерного оборудования и конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме; фотоматериалы, отражающие внешний вид многоквартирного дома с каждой стороны, конструктивных элементов, инженерных систем, подлежащих капитальному ремонту.
Указанный пакет документов с заявлением в департамент жилищно- коммунального хозяйства Воронежской области может предоставить лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или организация, осуществляющая управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств, что им или иным лицом инициировано проведение общего собрания собственников многоквартирного дома <адрес>, на котором был разрешен вопрос проведения капитального ремонта. Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие, внесение изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 -2044 года.
В целях оказания содействия собственникам помещений многоквартирного дома <адрес> в проведении капитального ремонта общего имущества в более ранние сроки, чем предусмотрено региональной программой, 11.12.2017 МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» произведен осмотр технического состояния указанного многоквартирного дома, с составлением акта.
По результатам проведенного осмотра, учитывая длительность эксплуатации многоквартирного дома без проведения капитального ремонта, установлена необходимость проведения инструментального обследования специализированной организации наружных стен, фундаментов и грунтов под подошвой фундамента, лестниц, перекрытий, элементов стропильной системы, с выдачей рекомендаций по их ремонту и дальнейшей эксплуатации.
Работы по инструментальному обследованию могут быть выполнены в рамках реализации региональной программы.
Истец информировался Управлением жилищно-коммунального хозяйства, в рамках представленной компетенции, по вопросам капитального ремонта, в том числе о порядке проведения капитального ремонта многоквартирного дома в более ранние сроки, чем предусмотрено региональной программой, что подтверждается письмом от 26.02.2018 № 9269033.
Многоквартирный дом <адрес> включен в адресный перечень домов муниципальной адресной программы «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж», утвержденную решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 № 150-III (в редакции от 15.02.2017 № 474-IV), которая является основанием для принятия главой городского округа город Воронеж решения о развитии застроенных территорий в соответствии со статьями 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса РФ.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.12.2016 № 1091 принято решение «О развитии застроенной территории жилого квартала, ограниченного <адрес>».
Многоквартирный жилой дом <адрес> включен в перечень адресов зданий, строений, сооружений подлежащих сносу, реконструкции в рамках данного постановления.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Гражданский кодекс Российской Федерации установил, что моральный вред подлежит денежной компенсации при условии, что он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом в силу закона к нематериальным благам гражданина относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона (статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (пункт 2 названной статьи).
Основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ, а также наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерным бездействием государственных органов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда ввиду недоказанности неправомерного бездействия Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, а так Управления жилищно –коммунального хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж, нарушения каких-либо неимущественных прав (нематериальных благ) истца, а также наличия причинной связи между бездействиями ответчиков и причинением истцу морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Чайковского Михаила Викторовича к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, Управлению жилищно –коммунального хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд г. Воронежа в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующая : Колычева А.В.