Решение по делу № 2-413/2015 от 09.04.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2015 года       г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Байгуловой Г.С.

с участием прокурора Ведерниковой Н.Н.

при секретаре Флягиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-413/15 по исковому заявлению прокурора Сызранского района Самарской области в интересах Суханова Д.В. к администрации Сызранского района Самарской области об обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда,

у с т а н о в и л:

Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд в интересах Суханова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального района Сызранский Самарской области с иском об обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, указав в исковом заявлении, что прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей проведена проверка исполнения Федерального закона от 21.12.1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и жилищного законодательства Управлением по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации Сызранского района.

         Проверкой установлено, что Суханов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

         Решением Сызранского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, С. А.Ю,, С. В.В. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Суханова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

          Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Сухановым Д.В. назначена опека и закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

         Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ закрепленное жилье за Сухановым Д.В., отменено.

         Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Суханов Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Сызранский Самарской области.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1., ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 3, 4, 5, 6, 10 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» просит обязать администрацию Сызранского района предоставить Суханову Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

            В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Сызранского района Самарской области Ведерникова Н.Н., исковые требования поддержала в полном объеме, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении и просила обязать администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Суханову Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Суханов Д.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Сызранского района Самарской области поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Сызранского района Самарской области - Машин Д.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что администрация Сызранского района не согласна с заявленными требованиями прокурора т.к. в нарушение ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении не указано в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования. В данном случае суть иска сводится к тому, что у истцов отсутствует жилое помещение и основным содержание иска являются диспозиции статьей о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам. При этом в иске отсутствуют указания на конкретные нормы закона, которые нарушает конкретно администрация Сызранского района. Основанием для обращения в суд для истца послужили, предоставленные самой администрацией Сызранского района, материалы о соблюдении действующего порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, в частности порядка постановки их на учет. Также администрация Сызранского района с целью получения денежных средств, необходимых для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, ежемесячно направляет Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области - третьему лицу по делу списки детей-сирот, поставленных на учет, т.е. со стороны администрации Сызранского района соблюдаются все требования действующего законодательства.

Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» считает, что в иске непонятно указано в чем заключатся предмет иска: спор о праве или незаконность действий (бездействия) органа местного самоуправления. В отношении администрации Сызранского района какого-либо нормативно-правового и иного акта о возложении обязанности по предоставлению именно в этом году жилых помещений В. А.С., Я. К.А., Суханову Д.В., Д. О.Ю., М. Д.М. и еще 23 сиротам, ранее поставленным на учет, не принималось. Поэтому бездействие со стороны администрации Сызранского района в отношении истцов на данный момент не допускается.

В соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД, финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем сирот осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Согласно Закону Самарской области от 04.12.2013 года № 105-ГД действие Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД выделение субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по сиротам ограничено рамками настоящего года. На данный момент в отношении 20 сирот уже приняты ранее судебные решения, подлежащие исполнению в этом году, и еще 8 исков находятся в стадии разбирательства. При этом муниципальному району Сызранский областным бюджетом запланировано выделение субвенций на исполнение переданных государственных полномочий только по 6 сиротам что позволить исполнить только 6 судебных решений. Таким образом, 22 судебных решения, включая указанных сирот, изначально окажутся невыполнимыми из-за отсутствия денежных средств областного бюджета.В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а учитывая то, что на 22 сирот субвенции из областного бюджета не предоставлены до настоящего времени и не будет предоставлено как минимум до 01.01.2016 года. Государственными полномочия по предоставлению им жилых помещений администрация Сызранского района не наделена, следовательно, не нарушает никаких обязательств в этой части.

Одновременно с этим на данный момент существует судебная практика принудительного обязывания органа местного самоуправления, органа государственной власти выделить денежные средства для предоставления жилых помещений, что в итоге должно приводить к изменению действующего законодательства о бюджете. Однако данное судебное решение может быть вынесено только на основании другого, вступившего в законную силу, судебного решения об обязывании органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения сиротам. При этом судебное решение об обязывании органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений сиротам без изменения закона об областном бюджете будет сводиться к исполнению требований в нарушение действующего законодательства - исполнению закона о бюджете, который еще не издан, т.е. решение суда выносится с нарушением принципа законности, что согласно действующему процессуальному законодательству является недопустимым.

Считает то, что прокурор перед обращением в суд с данным иском должен был выяснить мнение законного представителя о необходимости обеспечения жилым помещением Суханова Д.В. Просил исковое заявление прокурора Сызранского района об обязывании предоставить Суханову Д.В. жилое помещение специализированного муниципального жилищного фонда за счет денежных средств бюджета Самарской области, оставить без удовлетворения.           

Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил. Суд определил рассмотреть дело без участия представителя третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области

           Заслушав представителя прокуратуры Сызранского района Самарской области Ведерникову Н.Н., Суханова Д.В., представителя ответчика администрации Сызранского района Самарской области - Машина Д.Г., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

          Граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье.. .. снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Частями 1,3,7,9 статьи 8 Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

         Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

           Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 98.1. ЖК РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (Далее Закон Самарской области) установлено, что объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с Приложением №1 к настоящему Закону.

Согласно части 5 данной статьи жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

         В соответствии со ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 25 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

          Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Судом установлено, что Суханов Д.В. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

          Решением Сызранского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, С. А.Ю,, С. В.В. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Суханова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10 - 14).

          Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетними Сухановым Д.В., С. А.В.» над несовершеннолетним Сухановым Д.В. назначена опека и закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 15).

         Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене закрепления права пользования жилым помещением за Сухановым Д.В., С. А.В.» закрепленное жилье за Сухановым Д.В., отменено (л.д. 17).

         Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Сызранский Самарской области» Суханов Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Сызранский Самарской области (л.д. 6).

До настоящего времени Суханову Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования прокурора, заявленные в интересах Суханова Д.В. удовлетворить и обязать администрацию Сызранского района предоставить Суханову Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Доводы представителя ответчика о том, что исковое заявление, составленное прокурором в интересах Суханова Д.В. не соответствует требованиям ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не принимает, поскольку предъявленное прокурором Сызранского района в суд исковое заявление в интересах Суханова Д.В. соответствует требованиям гражданского процессуального законодательства, в том числе указано, в чем заключается нарушение прав, свобод или законных интересов Суханова Д.В. - не предоставление ему в соответствии с законом благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений.

Судом не принимается довод стороны ответчика о том, что прокурор обратился в суд без учета мнения законных представителей детей-сирот поскольку данное обстоятельство не является юридическим значимым по заявленным прокурором требованиям. Более того, в материалах дела имеется заявление законного представителя Суханова Д.В. - Б. В.Ю., написанное в адрес Главы администрации Сызранского района о включении Суханова Д.В. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д.7).

Приведенный представителем ответчика администрации Сызранского района Самарской области в судебном заседании довод относительно отсутствия достаточного финансирования и наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Поскольку Суханов Д.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми

помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц изих числа. Наличие указанного списка и включение в него Суханова Д.В. не можетявляться препятствием для защиты его жилищных прав.

Удовлетворение исковых требований прокурора не нарушает конституционного принципа равенства, поскольку требования заявлены в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Суханова Д.В., право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда гарантировано законом и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо обстоятельств или условий.

Кроме того, истцом не заявлены исковые требования об обязывании администрации Сызранского района Самарской области предоставить Суханову Д.В. жилое помещение вне очереди.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 109.1 ЖК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135 ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», суд

р е ш и л :

           Исковые требования прокурора Сызранского района Самарской области, заявленные в интересах Суханова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.

           Обязать администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Суханову Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

2-413/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Суханов Д.В.
Прокурор Сызранского района
Ответчики
Администрация Сызранского района
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Сызранский районный суд Самарской области
Дело на странице суда
sizransky.sam.sudrf.ru
09.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2015Передача материалов судье
14.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2015Судебное заседание
07.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее