АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Абакан                                                                                               

16 февраля 2009 года                                                                      Дело № А74-2149/2008

                                                  Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2009года

                                                  Полный  текст решения составлен 16 февраля 2008года

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевым Н.М.  рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению 

Общества с ограниченной ответственностью «Коммунаровское ЖКХ», п.Коммунар Ширинского района,

к  Министерству финансов Российской Федерации , г.Москва,

о взыскании убытков в сумме 35 004рублей 44 копеек,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства финансов  и экономики Республики Хакасия, г.Абакан,

 с участием прокурора.

В судебном заседании принимали участие представители:

истца: Чащин М.Н. (решение от 18 мая 2005 года № 001);

Администрации муниципального образования Ширинский район: Матюхин Н.Н. (доверенность от 24 января 2008 года № 5);

Министерства финансов и экономики Республики Хакасия: Боярский М.Г. (доверенность от 29 ноября 2007 года № 8-д);

прокурора Республики Хакасия: Филатова О.В. (служ. удост. № 151013).

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунаровское ЖКХ» (далее в тексте – ООО «Коммунаровское ЖКХ», Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования Ширинский район   убытков в сумме 103 538 рублей 33 копеек, возникших в результате оказания коммунальных услуг педагогическим работникам, находящимся на пенсии и проживающим в сельской местности. Свое требование истец основывает на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и других законодательных актов Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», постановлениях Правительства Республики Хакасия.

В судебных заседаниях представитель Общества поддерживал исковые требования, ссылаясь на  то, что с июля 2005 года ООО «Коммунаровское ЖКХ» оказывает коммунальные услуги населению поселка Коммунар. За период с 2005 по 2008 годы организацией  были предоставлены  коммунальные услуги педагогическим работникам, находящимся на пенсии, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» имеют право на  бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.

Согласно расчетам истца, Общество оказало коммунальные услуги  Суворовой Г.М. – на сумму 35 004 рубля 44 копейки, Куприяновой Л.Ф. – на сумму  22 760 рублей 92 копеек, Заболотниковой Ф.С. – на 3 164 рубля 13 копеек,  Ростовцевой Л.А. – на 5 290 рублей 58 копеек, Самотаевой Е.П. – на 11 780 рублей 52 копеек,   Бабанцеву В.И. – на 25 537 рублей 74 копейки. Как пояснил истец, указанные лица являются педагогическими работниками образовательных учреждений, вышедшими на пенсию. Поскольку Общество своевременно оказывало коммунальные услуги, а указанные граждане в силу закона не оплачивали эти услуги, истец просил взыскать понесенные убытки с Администрации муниципального образования Ширинский район.

Определением арбитражного суда от 15 октября 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.

Определением арбитражного суда от 10 ноября 2008 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Финансовое управление Администрации муниципального образования Ширинский район и Министерство финансов Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства по делу истец определился с исковыми требованиями и в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  уточнил их: отказался от требования о взыскании убытков,  понесенных от оказания услуг Заболотниковой Ф.С., Ростовцевой Л.А.,  Самотаевой Е.П.,  Куприяновой Л.Ф., Бабанцеву В.И., поскольку указанные лица уже пользуются льготами в соответствии с Законом РФ «О ветеранах», просит взыскать убытки в сумме 35 004 рублей, которые возникли в результате оказания коммунальных услуг гражданке  Суворовой Г.М., не пользующейся  иными льготами.

Кроме того,  представитель истца уточнил ответчика по делу – Министерство финансов Российской Федерации. Требования к остальным ответчикам, которые были привлечены к участию в деле в качестве таковых (Администрация муниципального образования Ширинский район и Финансовое управление Администрации Ширинского района), не заявляет.

Как следует из отзыва Министерства финансов Российской Федерации,  с исковыми требованиями оно не согласно, поскольку полагает, что   финансирование расходов на предоставление льгот педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, осуществляется  за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.

Кроме того, представитель Министерства финансов Российской Федерации не согласен с расчетом убытков, полагая, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» педагогические работники могут пользоваться льготой только в отношении жилой площади, а не общей,  как рассчитано истцом.

Из пояснений представителя Администрации муниципального образования Ширинский район, которая первоначально  была привлечена в качестве ответчика по делу, следует, что   в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В Постановлении Правительства Республики Хакасия № 38 от 12 февраля 2004 года «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 15 декабря 2003 года № 78 «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2004 год» было предусмотрено предоставление льгот на оплату жилья и коммунальных услуг (отопление и освещение) педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, членам их семей, совместно проживающих с ними, а также работникам, вышедших на пенсию. При этом, финансирование затрат по предоставлению льгот на оплату жилья и коммунальных услуг производилось на основании фактически предъявленных счетов-реестров организациями, оказывающими коммунальные услуги, в пределах утвержденной сметы.

Законами Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года № 98 «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год» и от 22 декабря 2005 года № 100-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год» органам местного самоуправления рекомендовалось распространять меры социальной поддержки на работников, вышедших на пенсию, без возмещения финансовых затрат.

Представитель Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика,  пояснил, что в бюджете Республики Хакасия предусматривались средства на оплату коммунальных услуг льготным категориям граждан в форме межбюджетных трансфертов, однако сведениями о распределении денежных средств внутри муниципальных образований Министерство не располагает, поскольку денежные средства направлялись на счета финансовых органов соответствующих муниципальных образований. Кроме того, из Законов Республики Хакасия о бюджетах на соответствующие годы, рассматриваемые в рамках настоящего дела, видно, что возмещение затрат, связанных с предоставлением  льгот педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в бюджете Республики Хакасия не планировались, органам местного самоуправления  было рекомендовано за счет средств местных бюджетов устанавливать меры социальной поддержки названным категориям лиц.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил, что  с октября 2005года по  апрель 2008года ООО «Коммунаровское ЖКХ» предоставляло коммунальные услуги в виде отопления жилья гражданке Суворовой Г.М. Всего ей были оказаны услуги по отоплению за указанный период  на сумму  35 004 рублей 44 копеек. Как следует из первоначального расчета, стоимость услуг определялась из общей площади занимаемого Суворовой Г.М. жилья - 56,9кв.м.

При проверке обоснованности  предоставления льготы арбитражный суд установил, что Суворова Галина Михайловна, 1953 года рождения  проживает в поселке Коммунар по ул. 50 лет ВЛКСМ, 1 кв. 4 в квартире общей площадью 56,9кв.м. (жилая площадь 42,4 кв.м), имеет педагогический стаж более 10 лет, получает пенсию с 19 мая 2000года.

Согласно расчету, дополнительно представленному истцом арбитражному суду,  стоимость отопления жилой площади за указанный период  составила 24 366 рублей 08 копеек. Возражений по расчету сторонами не представлено.

Решением мирового судьи от 25 марта 2008года Обществу было отказано  во взыскании с гр-ки Суворой Г.М.  суммы задолженности по оплате коммунальных услуг со ссылкой на то, что она имеет право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленную в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Поэтому, не получив возмещения, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании понесенных убытков с Министерства финансов Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992года №3266-1 «Об образовании» педагогические работники  образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом  на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках  (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 14 Закона Республики Хакасия  от 04 октября 2004года №53 «Об образовании»  предусмотрено, что к категории граждан из числа работников образования, в отношении которых осуществляются меры социальной поддержки, относятся молодые специалисты; педагогические работники, имеющие ученые степени; педагогические работники, имеющие государственные награды Российской Федерации и Республики  Хакасия.

Частью 8 названной статьи установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законом Республики Хакасия.

Из содержания указанных законодательных актов не усматривается, что педагогические работники,  вышедшие на пенсию, охватываются предусмотренными в них льготами. Между тем, в неутратившем силу постановлении Совета министров СССР от 04 мая 1971 года №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности»  ( подпункт «в» пункта 6)  установлено, что для улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности   за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Право пенсионеров  на указанную льготу оговорено и в постановлении Совета министров СССР от 10 февраля 1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Таким образом, арбитражный суд полагает, что льгота на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках  (поселках городского типа), указанная в статье 55 Закона РФ «Об образовании», распространяется и на педагогических работников, вышедших на пенсию, в том числе и на Суворову Г.М., чей стаж и должность подтверждены имеющейся в деле копией трудовой книжки.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации из соответствующего бюджета являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Законом Российской Федерации "Об образовании" не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению Закона.

Расчет убытков, произведенный с учетом отопления жилой площади гр-ки Суворовой Г.М., проверен арбитражным судом и признан обоснованным в сумме 24 366 рублей 08 копеек.

При исследовании вопроса об источнике возмещения убытков, понесенных организацией, оказывающей коммунальные услуги, арбитражный суд обратился  к Законам Республики Хакасия о бюджете за рассматриваемые годы и установил, что в них не предусмотрены суммы для возмещения льготы пенсионерам по оплате коммунальных услуг ( о них не говорится и в Законе РХ «Об образовании»),  но органам местного самоуправления за счет средств местных бюджетов рекомендовано установить  меры социальной поддержки вышедшим на пенсию квалифицированным специалистам в сельской местности, ранее получавшим льготы и имеющим общий стаж  работы в сельской местности не менее 10 лет.

Как усматривается из материалов дела, в 2007 -2008годах в бюджете муниципального образования Ширинский район предусматривались затраты на  социальную поддержку указанной категории лиц в виде  выплаты педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, денежной компенсации  из расчета стоимости 3,3 тонн угля в год. Суворова Г.М. получила указанную компенсацию в 2007 и 2008году, что подтверждается справкой Управления образования Администрации муниципального образования Ширинский район.  Однако, названная мера социальной поддержки не является  льготой по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Статьей 2 Федерального закона от 06 мая 2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.05 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Обществом произведены расходы в размере 24 366,08р.  по оплате жилищно-коммунальных услуг пенсионеру  за период с октября 2005года по апрель 2008года.

Федеральный законодатель, предоставивший право вышеуказанным категориям граждан на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, до настоящего времени не определил источников и механизма компенсации расходов предприятий и организаций, оказывающих льготные услуги педагогическим работникам образовательных учреждений, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.

Поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.

На основании изложенного, иск ООО «Коммунаровское ЖКХ» подлежит удовлетворению частично, в сумме 24 366 рублей 08 копеек за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

1.  ░░░░░░░ ░░░░░░░░░  ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░,  ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░░░░░░,  ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░  ░ ░░░░░ 24 366 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 08 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░ 19992░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2005░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2008░░░░.

2.░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░  – ░░░░░░░░.

3. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░░░░░░,  ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 840 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 32 ░░░░░░.

4. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

5. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░  ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░  ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░. ░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                                                                                                  ░.░.░░░░░

А74-2149/2008

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Иск удовлетворить частично
Истцы
Суворова Галина Михайловна
Суд
АС Республики Хакасия
Судья
Журба Наталья Михайловна

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее