. Дело № 2-910/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2014 года
Сергиево-Посадский городской суд Московской области составе председательствующего судьи Гущиной А.И., при секретаре Сукрутовой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинченко В.И. к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Зинченко В.И. является нанимателем трехкомнатной квартиры жилой площадью <данные изъяты>., общей площадью <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес>.
В указанной квартире вместе с ней зарегистрирована: дочь Зайцева Е.В. (л.д.15).
Зинченко В.И. обратилась в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В судебном заседании истец Зинченко В.И. исковые требования поддержала и пояснила, что она является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которая находится в федеральной собственности, стоит на балансе у Министерства Обороны РФ. Вместе с ней в квартире зарегистрирована ее дочь Зайцева Е.В. В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1330-р от 15.09.2009 г. <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков. Вопросы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, в том числе приватизации, отнесены к компетенции департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ДЖО Министерства обороны РФ с заявлением выдать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения, однако ей был дан ответ, что механизм передачи жилых помещений, находящихся в собственности Министерства обороны РФ, в муниципальную собственность не разработан, и реализовать ее право возможно в порядке гражданского судопроизводства. Поскольку ранее она не участвовала в приватизации жилых помещений, просит суд в порядке приватизации признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «ЦТУИО» Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Поскольку представители ответчиков не сообщили суду об уважительности причин неявки в суд, не просили об отложении судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Третье лицо Зайцева Е.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором исковые требования поддержала.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п.71 Положения).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определенные функции, в том числе:
- закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. «ж»);
- выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и сделок с ним (п. «к»).
Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны РФ и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны РФ.
В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010 г. № 1550, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны РФ организациями возложена на Департамент имущественных отношений МО РФ (п. 2.2 названной Инструкции). Указанную работу Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации может осуществлять через подчиненные территориальные управления.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Судом установлено, что Зинченко В.И. является нанимателем трехкомнатной квартиры <данные изъяты>., общей площадью <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес>. Наймодателем жилого помещения является Министерство обороны РФ.
По указанному адресу зарегистрированы Зинченко В.И., Зайцева Е.В. (л.д.15).
Учитывая, что в соответствии с действовавшим до 2005 г. Жилищным кодексом РСФСР основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер (л.д.14), то граждане считаются занимающими жилые помещения на условиях социального найма.
Согласно справке Администрации <данные изъяты> Зинченко В.И. ранее в приватизации не участвовала (л.д.8).
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью, балансодержателем является ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ.
По вопросу приватизации Зинченко В.И. обращалась в ДЖО Минобороны РФ, который разъяснил, что в настоящее время не решен вопрос о возможности передачи жилых помещений, находящихся в собственности Министерства обороны, в муниципальную собственность, а затем в собственность граждан в порядке приватизации, рекомендовано решить данный вопрос в порядке гражданского судопроизводства (л.д.4).
Обратившись в суд, Зинченко В.И. просит признать за ней право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями), исходя из смысла преамбулы, ст.ст.1 и 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Отсутствие порядка безвозмездной передачи гражданам в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Распоряжением Правительства РФ № 1330-р от 15.09.2009 г. <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков.
Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что каких-либо препятствий к осуществлению Зинченко В.И. права нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на бесплатную передачу в собственность предоставленного жилого помещения, не имеется, в связи с чем ее исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.217, 218 ГК РФ, ст.ст.1-8 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
.
.
.
.