Решение по делу № 2-1612/2016 от 04.05.2016

2 - 1612/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2016 года                                     г. Орёл

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.В.,

при секретаре Лысиковой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Орла в интересах муниципального образования «Город Орел» к Ступину С.А. о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Орла обратился в интересах муниципального образования «Город Орел» в суд с иском к Новикову С.А. о взыскании материального ущерба.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Советского района г. Орла проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации при предоставлении гарантий депутатам Орловского городского Совета народных депутатов. Решением Орловского городского Совета народных депутатов №*** от ДД.ММ.ГГ Новиков В.Ф. избран на должность мэра г. Орла и с ДД.ММ.ГГ приступил к исполнению своих обязанностей. В силу ч. 8, 9 ст. 12 Устава организацию деятельности Орловского городского Совета народных депутатов осуществляет Мэр города Орла. Порядок образования и деятельности структурных подразделений Орловского городского Совета народных депутатов определяется Регламентом Орловского городского Совета народных депутатов, а также положением, принимаемым Орловским городским Советом народных депутатов. Пунктом 5 ст. 21, ст. 31, 19 регламента Орловского городского Совета народных депутатов, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №*** предусмотрено, что председатель городского Совета осуществляет полномочия руководителя аппарата городского Совета, открывает и закрывает расчетные и текущие счета на содержание городского Совета и является распорядителем по этим счетам. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Устава в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения Мэра города Орла по вопросам организации деятельности Орловского городского Совета народных депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции действующим законодательством. Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГ состоялось первое заседание Орловского городского Совета народных депутатов пятого созыва. ДД.ММ.ГГ депутатам Орловского городского Совета народных депутатов четвертого созыва, работающим на постоянной основе распоряжениями мэра города Орла Новикова В.Ф. назначено и выплачено единовременное среднемесячное денежное содержание за три месяца каждому. Так, ФИО8 выплачено <данные изъяты>, ФИО7<данные изъяты> ФИО8 на основании распоряжения мэра г. Орла от ДД.ММ.ГГ №*** принят на должность заместителя предстателя Орловского городского Совета народных депутатов с ДД.ММ.ГГ. Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №*** ФИО8, пребывая в должности заместителя предстателя Орловского городского Совета народных депутатов, назначен на должность заместителя председателя Контрольно-счётной палаты Орловской области с ДД.ММ.ГГ. Распоряжением мэра г. Орла Новикова В.Ф. от ДД.ММ.ГГ №***ФИО8 освобожден от занимаемой должности ДД.ММ.ГГ и последнему выплачено единовременное среднемесячное денежное содержание за 3 месяца в размере <данные изъяты>, после удержания НДФЛ в качестве окончательного расчета выплачено <данные изъяты> Таким образом, ФИО8 в период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно одновременно занимал две должности: заместителя предстателя Орловского городского Совета народных депутатов и заместителя председателя Контрольно-счётной палаты Орловской области. Вместе с тем, в силу действующего законодательства выборные должностные лица местного самоуправления не могут занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Таким образом, вопрос об отстранении от должности ФИО8 не рассматривался и последний будучи назначенным на должность заместителя председателя Контрольно-счетной палаты области, необоснованно продолжал занимать должность заместителя предстателя Орловского городского Совета народных депутатов, впоследствии освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием полномочий Орловского городского Совета народных депутатов и получил за счет средств бюджета муниципального образования «Город Орел» единовременное среднемесячное денежное содержание за 3 месяца в размере <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ распоряжением мэра города Орла №*** ФИО7 назначена на должность заместителя предстателя Орловского городского Совета народных депутатов. ДД.ММ.ГГ на первом заседании Орловского городского Совета народных депутатов пятого созыва решением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №*** заместителем председателя Орловского городского Совета народных депутатов пятого созыва была избрана ФИО7 Тем же днем, на основании распоряжения мэра города Орла от ДД.ММ.ГГ №*** ФИО7 освобождена от замещаемой должности заместителя предстателя Орловского городского Совета народных депутатов четвертого созыва и ей выплачено единовременное среднемесячное денежное содержание. Вместе с тем, выплата единовременного среднемесячного денежного содержания ФИО7, будучи избранной на новый срок заместителя председателя Орловского городского Совета народных депутатов, является необоснованной и не соответствует принципу социальной справедливости, а также принципу равенства, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации. Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что размер социального обеспечения депутатов Орловского городского Совета народных депутатов по сравнению с прочими социально незащищенными категориями граждан существенно влияет на формирование общественного мнения о деятельности органов местного самоуправления, руководствуясь принципами справедливости и равенства при назначении гарантий и прав различным службами и органам власти, оснований для производства единовременного среднемесячного денежного содержания ФИО7 и ФИО8 не имелось, что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств. По данному факту прокуратурой района было внесено представление от ДД.ММ.ГГ №***, которое рассмотрено и отклонено (ответ от ДД.ММ.ГГ №***). В нарушение вышеназванных норм федерального и регионального законодательства, норм нормативных правовых актов местного самоуправления до настоящего времени денежные средства в размере <данные изъяты>, выплаченные ФИО7 и ФИО8 не возвращены в бюджет муниципального образования «Город Орел». Неправомерные действия ответчика привели к незаконному расходованию бюджетных средств, чем причинен ущерб муниципальному образованию «Город Орел» на сумму <данные изъяты>

Истец просил суд взыскать с мэра города Орла Новикова В.Ф. в бюджет муниципального образования «Город Орел» сумму причиненного материального ущерба в размере <данные изъяты>

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Орловский городской Совет народных депутатов.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Ступин С.А.

В связи с отказом истца от исковых требований к Новикову В.Ф., производство по делу к данному ответчику было прекращено.

В ходе рассмотрения дела судом истцом исковые требования в отношении ответчика Ступина С.А. были уточнены.

Истец просил суд взыскать со Ступина С.А. в бюджет муниципального образования «Город Орел» сумму причиненного материального ущерба в размере <данные изъяты>

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Орла Морозов М.И. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Ответчик Ступин С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его интересы представляет по доверенности Дмитровская Ж.Н.

Представитель ответчика Ступина С.А. по доверенности Дмитровская Ж.Н. доводы искового заявления не признала, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель третьего лица городского Совета народных депутатов по доверенности заявленные исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель третьего лица финансово-экономического управления администрации г. Орла по доверенности Гришакова Е.М. заявленные исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что решением Орловского городского Совета народных депутатов №*** от ДД.ММ.ГГ Ступин С.А. избран на должность мэра г. Орла и с ДД.ММ.ГГ приступил к исполнению обязанностей мэра.

На основании распоряжения №*** от ДД.ММ.ГГ Ступин С.А. освобожден от замещаемой должности мэра города Орла.

Согласно ст. 18 Устава города Орла, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 N 72/753-ГС (далее Устав), к полномочиям Мэра города Орла относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Орловским городским Советом народных депутатов; издание в пределах своих полномочий правовых актов; обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Орловской области; осуществление организации работы по контролю за выполнением решений Орловского городского Совета народных депутатов; открытие и закрытие расчетных и текущих счетов Орловского городского Совета народных депутатов, подписание финансовых документов и является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным в местном бюджете на содержание и обеспечение деятельности Орловского городского Совета народных депутатов; решение иных вопросов, возложенных на него настоящим Уставом, Регламентом Орловского городского Совета народных депутатов, иными правовыми актами.

В силу ч. 8, 9 ст. 12 Устава организацию деятельности Орловского городского Совета народных депутатов осуществляет Мэр города Орла.

Порядок образования и деятельности структурных подразделений Орловского городского Совета народных депутатов определяется Регламентом Орловского городского Совета народных депутатов, а также положением, принимаемым Орловским городским Советом народных депутатов.

Пунктом 5 ст. 21, ст. 31, 19 регламента Орловского городского Совета народных депутатов, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2005 N 79/853-ГС предусмотрено, что председатель городского Совета осуществляет полномочия руководителя аппарата городского Совета, открывает и закрывает расчетные и текущие счета на содержание городского Совета и является распорядителем по этим счетам.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Устава в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения Мэра города Орла по вопросам организации деятельности Орловского городского Совета народных депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГ Мэром города Орла издано распоряжение №*** о выплате заработной платы работникам Орловского городского Совета народных депутатов досрочно ДД.ММ.ГГ и произвести окончательный расчет с заместителями председателя Орловского городского Совета народных депутатов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ заместителями председателя Орловского городского Совета народных депутатов ФИО8 и ФИО7 произведен окончательный расчет.

Согласно заявке на кассовый расход №*** от ДД.ММ.ГГ в отдел № 1 УФК по Орловской области подана заявка на перечисление окончательного расчета на пластиковые карты депутатам Орловского городского Совета, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе в размере <данные изъяты>

Согласно платежному поручению УФК по Орловской №*** ДД.ММ.ГГ произведен платеж в размере <данные изъяты> на перечисление окончательного расчета на пластиковые карты депутатам Орловского городского Совета, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе, в том числе ФИО8 и ФИО7, что также подтверждается выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств №*** от ДД.ММ.ГГ.

Статьей 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент произведения выплаты) было установлено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 12 Закона Орловской области от 04.07.2013 № 1499-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области» депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, по окончании срока полномочий уставом муниципального образования может устанавливаться единовременная денежная выплата в размере и порядке, установленными нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

При досрочном прекращении полномочий депутата, выборного должностного лица, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в случаях вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда, отзыва избирателями выплата, указанная в настоящей части, не производится (абз. 2 части 4 ст. 12).

Согласно части 6 статьи 13 Устава <...>, при увольнении депутатов, работающих на постоянной основе, в связи с окончанием срока полномочий, на который они были избраны, им выплачивается единовременно среднемесячное денежное содержание за три месяца из средств местного бюджета.

Аналогичная норма установлена в статье 17 Положения «О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 N 21/317-ГС.

Ни Уставом города Орла, ни Положением «О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов», принятым решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 N 21/317-ГС (в редакциях, действовавших на дату произведения выплаты), не было установлено ограничений для осуществления указанной выплаты.

Согласно статье 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

ФИО8 был избран заместителем председателя Орловского городского Совета народных депутатов четвертого созыва, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, решением городского Совета от ДД.ММ.ГГ №***.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия ФИО8, как депутата Орловского городского Совета народных депутатов четвертого созыва, осуществлявшего свои полномочия на постоянной основе в качестве заместителя председателя городского Совета, были прекращены в день начала работы Орловского городского Совета народных депутатов пятого созыва, т.е. 26.09.2015г, что подтверждается распоряжением мэра г.Орла №*** от ДД.ММ.ГГ.

Довод истца о том, что ФИО8 в период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно одновременно занимал две должности: заместителя председателя городского Совета и заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Орловской области, является не состоятельным и опровергается собранными по делу доказательствами.

Судом установлено, что ФИО8 приступил к обязанностям заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Орловской области с ДД.ММ.ГГ в соответствии с распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***, то есть после прекращения депутатских полномочий.

Срочный служебный контракт с ФИО8 был заключен ДД.ММ.ГГ.

Каких-либо денежных выплат, в том числе заработной платы, в период с ДД.ММ.ГГ ФИО8 Контрольно-счетной палатой Орловской области не начислялось и не производилось.

Полномочия ФИО7, как депутата Орловского городского Совета народных депутатов четвертого созыва, осуществлявшего свои полномочия на постоянной основе в качестве заместителя председателя городского Совета четвертого созыва, были прекращены в день начала работы Орловского городского Совета народных депутатов пятого созыва, т.е. ДД.ММ.ГГ, что подтверждается распоряжением мэра г.Орла №*** от ДД.ММ.ГГ.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемая выплата была произведена ФИО7 в связи с прекращением её полномочий в качестве заместителя председателя городского Совета четвертого созыва.

Тот факт, что ФИО7 решением городского Совета от ДД.ММ.ГГ. №*** была избрана заместителем председателя городского Совета пятого созыва и приступила к свои обязанностям согласно распоряжению мэра города Орла ДД.ММ.ГГ, не свидетельствует о том, что ее полномочия не прекращались.

В связи с прекращением полномочий заместителя председателя городского Совета четвертого созыва она была освобождена от занимаемой должности ДД.ММ.ГГ, а затем вновь приступила к обязанностям в качестве заместителя председателя городского Совета пятого созыва – ДД.ММ.ГГ.

Ссылка истца на Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и взаимосвязь гарантий, прав и обязанностей между различными службами и органами власти, является несостоятельной, поскольку Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации» не устанавливает общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а устанавливает порядок организации и деятельности федеральных органов законодательной власти.

Названным Законом не закрепляются ни общие для федерального парламента и органов народного представительства в субъектах Российской Федерации принципы организации, ни единый статус депутата представительного органа государственной власти, ни единые правила их обеспечения.

Таким образом, при отсутствии в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законе Орловской области от 04.07.2013 № 1499-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области», Уставе города Орла и Положении «О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов» в качестве основания для отказа в единовременной выплате в связи с прекращением полномочий депутата такого основания как «избрание вновь на муниципальную должность», произведение данной выплаты Орловским городским Советом народных депутатов ФИО7 являлось законным и обоснованным.

В настоящее время Федеральный закон № 131-ФЗ дополнен абзацем, устанавливающим, что в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

В связи с изменением федерального законодательства, муниципальные правовые акты, принятые Орловским городским Советом народных депутатов и регулирующие данные правоотношения, в том числе Устав города Орла и Положение «О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов» в настоящее время приведены в соответствие.

Таким образом, выплата депутатам городского Совета ФИО7 и ФИО8 единовременного среднемесячного денежного содержания за три месяца в связи с окончанием срока полномочий была осуществлена в соответствие с действовавшими на тот момент нормативными правовыми актами.

Также суд учитывает, что при формировании сметы расходов Орловского городского Совета народных депутатов на 2015 год данная выплата была включена в расчетах по ст. 211 «Заработная плата» и утверждена бюджетом города Орла на 2015 год решением городского Совета №*** от ДД.ММ.ГГ.

В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Данная норма распространяется и на случаи причинения вреда государству, а также государственным и муниципальным образованиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вместе с тем, довод прокурора об умышленном характере действий Ступина С.А., направленных на неправомерную выплату единовременного среднемесячного денежного содержания ФИО7 и ФИО8, не нашел своего подтверждения в суде и опровергается собранными по делу доказательствами, свидетельствующими об отсутствии у Ступина С.А. умысла в совершении незаконных действий.

Довод прокурора о том, что сумма выплаченных денежных средств ФИО7 и ФИО8 в качестве надбавки за выслугу лет является ущербом, причиненным МО «Город Орел», является не обоснованным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Орла в интересах муниципального образования «Город Орел» к Ступину С.А. о взыскании материального ущерба оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Председательствующий:

2-1612/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г. Орла
МО "Город Орел"
Ответчики
мэр г. Орла
Новиков В.Ф.
Мэр г.О.
Другие
Финансово-экономическое управление администрации г. Орла
Суд
Советский районный суд г. Орел
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
04.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2016Передача материалов судье
06.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2016Судебное заседание
21.06.2016Судебное заседание
06.07.2016Судебное заседание
20.07.2016Судебное заседание
09.08.2016Судебное заседание
23.08.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее