Решение по делу № 2-352/2014 от 19.02.2014

Дело № 2-352/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Добрянка                                 28 июля 2014 года

    Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Липилиной Д.Г.

с участием прокурора Бодиной Т.В.

представителей Администрации ФИО16 муниципального района: Бельтюковой Т.В., Потаповой Т.А.

секретаря Тюряковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора <адрес>, в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации ФИО17 муниципального района о признании незаконным бездействия в части непринятия мер в отношении автомобильной дороги «<адрес> – <адрес>»; обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на указанную дорогу, включив ее в реестр муниципальной собственности ФИО7 муниципального района, с осуществлением действии     по ее классификации, присвоением идентификационного номера,

                     у с т а н о в и л :

    Прокурор <адрес> обратился в Добрянский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением к Администрации ФИО18 муниципального района с требованиями :

    1.Признать бездействия Администрации ФИО19 муниципального района в части непринятия мер:

-по регистрации права собственности;

- по включению в реестр муниципальной собственности;

- по присвоению идентификационного номера;

-по классификации и отнесению автомобильной дороги к категории автомобильной дороги, в отношении автомобильной дороги «<адрес>», расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», незаконными.

2.Обязать Администрацию ФИО20 муниципального района зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу «<адрес>, расположенную в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ.

3. Обязать Администрацию ФИО21 муниципального района включить автомобильную дорогу «<адрес> - <адрес> расположенную в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», в реестр муниципальной собственности ФИО7 муниципального района до ДД.ММ.ГГГГг.

4.Обязать Администрацию ФИО22 муниципального района присвоить автомобильной дороге «<адрес>- <адрес> расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», идентификационный номер до ДД.ММ.ГГГГг.

5. Обязать Администрацию ФИО23 муниципального района осуществить классификацию автомобильной дороги «<адрес>, расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», и отнести данную автомобильную дорогу к категории автомобильной дороги до ДД.ММ.ГГГГг.

В ходе рассмотрения дела, прокурор уточнил свои требования, просит:

1. Признать бездействия Администрации ФИО24 муниципального района в части непринятия мер:

-по регистрации права собственности;

- по включению в реестр муниципальной собственности;

- по присвоению идентификационного номера;

-по классификации и отнесению автомобильной дороги к категории автомобильной дороги, в отношении автомобильной дороги «<адрес> расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», незаконными.

2.Обязать Администрацию ФИО25 муниципального района зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу «<адрес>», расположенную в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ.

3.Обязать Администрацию ФИО26 муниципального района включить автомобильную дорогу «<адрес> расположенную в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», в реестр муниципальной собственности ФИО7 муниципального района до ДД.ММ.ГГГГг.

4.Обязать Администрацию ФИО27 муниципального района присвоить автомобильной дороге «<адрес> расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», идентификационный номер до ДД.ММ.ГГГГг.

5. Обязать Администрацию ФИО28 муниципального района осуществить классификацию автомобильной дороги «<адрес>- <адрес> расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», и отнести данную автомобильную дорогу к категории автомобильной дороги до ДД.ММ.ГГГГг.

Свои требования Прокурор <адрес> мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В ходе проверки установлено, что в административных границах муниципального образования «<адрес> муниципальный район» находится автомобильная дорога <адрес> (далее-автодорога), протяженность № которая, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, не относится к дорогам федерального, регионального значения, а также к частным автомобильным дорогам. Следовательно, указанная дорога, в силу ч. 10 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является дорогой местного значения муниципального района.

Данная автодорога не включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, ей не присвоен идентификационный номер, она не включена в реестр муниципальной собственности ФИО7 муниципального района, на нее, в установленном законом порядке, не зарегистрировано право собственности, автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии.

Кроме того, данная автодорога не входит в границы ни одного из населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «<адрес> муниципальный район», является автомобильной дорогой местного значения муниципального района и, исходя из системного толкования положений ФЗ « 257 от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ФЗ № 131 от 06.10.2013г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является собственностью муниципального образования «Добрянский муниципальный район».

В соответствии с заключением Министерства транспорта и связи <адрес>, дорога «<адрес>» соответствует определению «автомобильная дорога». Дорога соединяет между собой населенные пункты <адрес> между собой. Дорога имеет насыпь, откосы и грунтовое покрытие с примесью песчано-гравийной смеси и щебня, а также переезд через железную дорогу оборудованный соответствующими дорожными знаками, имеет организованные съезды к населенному пункту и садоводческим некоммерческим товариществам.

Таким образом, администрацией ФИО29 муниципального района не исполняются полномочия органа местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, предусмотренные ФЗ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же, п. 5, 6, 11 Закона об автодорогах, к которым в частности, относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Кроме того, на органы местного самоуправления возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования (л.д.2-3, 66-69).

Администрация ФИО30 муниципального района требования прокурора считает необоснованными, направила в суд письменные возражения, в которых указала, что жители д. Талица, численность которых по данным администрации ФИО31 сельского поселения составляет № человек, имеют транспортное сообщение с краевым и административными центрами со стороны ФИО32 по автодороге ФИО33 Данная автодорога, протяженностью № км, в настоящий момент находится на реконструкции. Сметная стоимость реконструкции составляет № млн. рублей. Автодорога «<адрес>», протяженностью ориентировочно № км., служит только для обеспечения доступа к многочисленным садоводческим товариществам, расположенным между <адрес>. Приведение данной автодороги в нормативное состояние обойдется бюджету <адрес> ориентировочно в № млн. рублей.

В соответствии с ФЗ № 66 от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», строительство, содержание подъездных дорог к садоводческим товариществам не является обязанностью органов местного самоуправления. Таким образом, содержание автодороги до садоводческих товариществ, расположенных между <адрес> относится к полномочиям садоводческих товариществ.

Прокуратура <адрес>, предъявляя требования о признании бездействия администрации <адрес> муниципального района, в части непринятия мер: по регистрации права собственности, по включению в реестр муниципальной собственности, по присвоению идентификационного номера, по классификации и отнесению автомобильной дороги к категории автомобильной дороги в отношении автомобильной дороги <адрес>, по сути своей понуждает Администрацию <адрес> муниципального района построить указанную дорогу, поскольку данное направление, на сегодняшний день является грунтовая дорога (данный факт отражен в письме Министерства транспорта и связи Пермского края № СЭД-44-01-13- 88 от 24.06.2014г.). Тем самым, Прокуратура <адрес> ограничивает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в т.ч. в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что противоречит статьям 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную к тому же статьей 10 Конституции РФ, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти, тем более что в полномочия суда не входит оценка вопросов необходимости и целесообразности строительства автомобильных дорог местного значения.

Поскольку выполнение администрацией <адрес> муниципального района своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на нее обязанности, по указанным прокурорам требованиям, приведет к нарушению требований статей 9, 15 Бюджетного кодекса РФ, ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Данная позиция выражена <адрес>вым судом в Определении от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № №

Администрация <адрес> муниципального района, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия имеет возможность только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете района на эти цели (проектирование и строительство дорог). Как муниципальный нормативный акт, бюджет муниципального района, принимается представительным органом муниципального района (Земским ФИО2). Действия органа местного самоуправления, в области дорожной деятельности в пределах района можно было бы признать незаконным бездействием лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, администрация района указанные работы не выполнила.

На сегодняшний день, затраты на строительство дороги составят приблизительно № тыс. руб. Указанные расходы не содержатся в Решении ФИО2 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. «О бюджете ФИО7 муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов».

В материалах дела находится переписка администрации ФИО35 муниципального района с членами садоводческих товариществ, которые систематически обращаются с просьбой решить данный вопрос. Таким образом, инициаторами данных мероприятий являются именно садоводы тех садоводческих товариществ, в пользовании которых находится спорный участок дороги. Федеральный закон № 66 от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» устанавливает положения по дорогам, находящимся в пользовании садоводческих объединений: а именно, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в: осуществлении работ по строительству и ремонту дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, связи или по подключению к действующим линиям электропередачи, системам водоснабжения и водоотведения; организации машинно-технических станций, фондов проката, магазинов посредством принятия решений о заключении договоров на выполнение соответствующих работ государственными и муниципальными предприятиями, об организации и о проведении конкурсов программ и инвестиционных проектов развития инфраструктур территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, об осуществлении совместных проектов развития инфраструктур территорий таких объединений, оплаты доли затрат на содержание инфраструктур в случае, если данные инфраструктуры предназначены для обслуживания населения соответствующих территорий или если объекты инженерной инфраструктуры таких объединений приняты в установленном порядке на баланс органов местного самоуправления и организаций. В данном случае речь идет о поддержке и содействии на муниципальном уровне, которая предоставляется по предоставлению земельных участков для строительства дорог (л.д. 57-58, 124-126).

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении.

Представители Администрации <адрес> муниципального района требования прокурора не признали, настаивали на доводах, изложенных в письменных возражениях.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Прокурора <адрес>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

    В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

В силу п. 5 ст. 15 ФЗ № 131 от 06 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог.

В соответствии с п. 2 ч.3 ст. 50 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных районов могут находится автомобильные дороги местного значения вне населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких муниципальных дорог.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулируются Федеральным законом № 257 от 08 ноября 2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

Понятие «автомобильная дорога» дано в ст. 3 ФЗ № 257 от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой «автомобильная дорога» - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 5 названного закона:

1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации - <адрес> со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

15. Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

16. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

17. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14 - 16 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Право собственности на автомобильные дороги регламентировано ст. 6 ФЗ № 257, согласно которой:

1. Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

2. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью (передаются в федеральную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

4. Автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.

5. К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

7. Автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.

8. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

9. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

10. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

11. Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

12. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 6 ст.13 ФЗ № 257 от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ № 257 от 08 ноября 2007г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В материалах дела имеются копии жалоб граждан, адресованные в различные инстанции (Губернатору <адрес> Министру транспорта и связи <адрес>, в Администрацию <адрес> муниципального района, Прокурору <адрес>, в ОГИБДД ОМВД по ФИО7 <адрес>) по поводу нахождения в неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты <адрес> <адрес>, расположенные в ФИО7 муниципальном районе, что подтверждает обоснованность обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что ФИО36 по ФИО7 <адрес>, на основании обращения депутата Законодательного ФИО2 <адрес> ФИО12 по факту несоответствия государственным стандартам и проведению ремонта, проведена проверка автодороги от <адрес> <адрес>. Проверкой установлено, что указанная автодорога находится в административных границах ФИО7 муниципального района. ДД.ММ.ГГГГг. ФИО37 по ФИО7 <адрес> направило в адрес ФИО4 муниципального района Требование о разработке и реализации мероприятий по оформлению необходимой документации на автомобильную дорогу от <адрес>, с последующим ее оформлением в собственность (л.д. 6).

Из сообщения Главы <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 8) следует, что в Реестре муниципальной собственности не значится автомобильная дорога «<адрес>». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. численность населения <адрес> составляет № человек, <адрес> - № человек (л.д. 50).

Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 4), сведения о принадлежности автомобильной дороги <адрес>, - отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГг. комиссией в составе: начальник отдела развития и реновации сети автомобильных дорог Министерства транспорта и связи <адрес> ФИО13; старшего помощника прокурора <адрес> ФИО8; старшего государственного инспектора дорожного надзора ФИО38 по ФИО7 <адрес> ФИО14, было проведено обследование дороги «<адрес>», о чем составлены Акт и Заключение (л.д. 77-80, 85-123), в которых отражено, что дорога соединяет между собой населенные пункты «<адрес> имеет следующие конструктивные элементы: насыпь земляного полотна, проезжая часть, грунтовое покрытие с примесью песчано-гравийной смеси и щебня, откосы; переезд через железную дорогу, оборудованный соответствующими дорожными знаками; организованные съезды к населенному пункту «<адрес>» и СНТ «<адрес>», «<адрес>» и др. При визуальном обследовании выявлено, что на всем обследованном участке (6,5 км.) дорога находится в неудовлетворительном состоянии. Сделано заключение, что данная дорога соответствует определению «автомобильная дорога» (п. 1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

К Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ. представлен фотоматериал (л.д. 85-123), который подтверждает изложенную в Заключении и Акте информацию.

Администрацией <адрес> муниципального района не представлено доказательств принадлежности спорной дороги, либо земельного участка в границах полосы отвода юридическим или физическим лицам. С учетом изложенного, суд считает, что автомобильная дорога, которая не входит в границы населенных пунктов, соединяет между собой два расположенных в границах ФИО7 муниципального района населенных пункта «<адрес>», используется неограниченным кругом лиц, не включена в перечень автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения, т.е., является дорогой общего пользования, которая, в силу п.10 ст. 6 ФЗ № 257, должна быть отнесена к собственности ФИО7 муниципального района.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 196 от 10 декабря 1995г. «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ № 196, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

По ст. 12 данного ФЗ № 196 от 10 декабря 1995г. «О безопасности дорожного движения», Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Анализируя доказательства, суд пришел к выводу о том, что Администрация <адрес> муниципального района в пределах предоставленных вышеуказанными нормами законодательства полномочий в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов ФИО7 муниципального района бездействовала, т.к. с ДД.ММ.ГГГГ (дата поступления в АДР Требования ФИО39 от ДД.ММ.ГГГГ.) не приняла мер по оформлению автомобильной дороги «<адрес> расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», (по регистрации права собственности; по включению в реестр муниципальной собственности; по присвоению идентификационного номера; по классификации и отнесению автомобильной дороги к категории автомобильной дороги).

Ссылку представителя Администрации <адрес> муниципального района на отсутствие в бюджете финансирования на строительства указанной автодороги, суд считает несостоятельной, поскольку суду представлено достаточно доказательств о наличии данной автодороги, поэтому речь не ведется о ее строительстве.

    Отсутствие надлежащего учета муниципального имущества противоречит принципу открытости деятельности органов местного самоуправления, препятствует реализации прав граждан и юридических лиц на доступ информации о деятельности органов местного самоуправления и доступ к использованию муниципального имущества. Кроме того, это исключает возможность финансирования из местного бюджета мероприятий по их содержанию в соответствии с требованиями, отвечающими безопасности дорожного движения.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Требования Прокурора <адрес> края удовлетворить.

1. Признать бездействия Администрации <адрес> муниципального района в части непринятия мер:

-по регистрации права собственности;

- по включению в реестр муниципальной собственности;

- по присвоению идентификационного номера;

-по классификации и отнесению автомобильной дороги к категории автомобильной дороги,

в отношении автомобильной дороги «<адрес>», расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», незаконными.

2.Обязать Администрацию <адрес> муниципального района зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу «<адрес>», расположенную в границах муниципального образования Добрянский муниципальный район», в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ.

3. Обязать Администрацию <адрес> муниципального района включить автомобильную дорогу «<адрес> расположенную в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», в реестр муниципальной собственности ФИО7 муниципального района до ДД.ММ.ГГГГг.

4.Обязать Администрацию <адрес> муниципального района присвоить автомобильной дороге «<адрес> расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», идентификационный номер до ДД.ММ.ГГГГг.

5. Обязать Администрацию <адрес> муниципального района осуществить классификацию автомобильной дороги «<адрес>, расположенной в границах муниципального образования <адрес> муниципальный район», и отнести данную автомобильную дорогу к категории автомобильной дороги до ДД.ММ.ГГГГг.

Решение в течение месяца с момента его изготовления в окончательной (мотивированной) форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края.

Федеральный судья -          Д.Г. Липилина

2-352/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Добрянка
Ответчики
Администрация Добрянского муниципального района
Суд
Добрянский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
dobryan.perm.sudrf.ru
19.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2014Передача материалов судье
20.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.04.2014Предварительное судебное заседание
16.05.2014Предварительное судебное заседание
03.06.2014Судебное заседание
16.07.2014Судебное заседание
25.07.2014Судебное заседание
28.07.2014Судебное заседание
04.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2014Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее