Решение по делу № 2а-2235/2018 ~ М-2245/2018 от 03.08.2018

УИД № 24RS0040-01-2018-0022462-16             Дело № 2а-2235/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2018 года          город Норильск Красноярского края

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Негуторовой Э.В., с участием административного истца Прогляды М.В., представителя административных ответчиков С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прогляды М.В. к к федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных колоний №30 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о признании незаконными действий в части отказа в ознакомлении с протоколом заседания дисциплинарной комиссии и несвоевременного ответа на обращение,

установил:

Прогляда М.В. обратился в суд с указанным административным иском к ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю, мотивируя заявленные требования тем, что 23.05.2018 он был представлен администрацией исправительного учреждения на дисциплинарную комиссию за нарушение правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, где им было заявлено ходатайство об ознакомлении с протоколами административной (дисциплинарной) комиссии. 08.06.2018 администрация исправительного учреждения отказала ему в этом ходатайстве в письменной форме со ссылкой на Приказ ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю №21 от 13.07.2016 об утверждении положения о дисциплинарной комиссии. Полагает, что этот отказ противоречит требованиям действующего законодательства – Конституции РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Также считает, что администрация исправительного учреждения нарушила установленный Приказом Министерства юстиции РФ №295 от 16.12.2016 трехдневный срок на дачу ответа на его обращение. Просил признать действия администрации ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России незаконными в части несвоевременного ответа на его обращение от 23.05.2018 и отказа в ознакомлении с протоколом дисциплинарной комиссии.

При подготовке к дела к судебному разбирательству в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Административный истец Прогляда М.В., принимающий участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

    Представитель административного ответчика – ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю и заинтересованного лица - ГУФСИН России по Красноярскому краю - С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против заявленных требований, полагая их необоснованными по основаниям, приведенным в письменных возражениях, согласно которым Прогляда М.В. содержится в ИК-15 ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 12 декабря 2011 года. 23.05.2018 осужденный Прогляда М.В был предоставлен администрацией учреждения на дисциплинарную комиссию в связи с нарушением правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, в процессе которой заявил ходатайство об ознакомлении с протоколами административной (дисциплинарной) комиссии от 23.05.2018. Администрацией ФКУ ОИК-30 08.06.2018 был предоставлен письменный отказ в удовлетворении ходатайства в части ознакомления с протоколом дисциплинарной комиссии, в связи с тем, что согласно приказу ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю № 21 от 13.07.2016 года «Об утверждении Положения о работе дисциплинарной комиссии», комиссия является административным органом учреждения и создается с целью соблюдения принципов уголовно-исполнительного законодательства РФ - законности, гуманизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления при решении вопросов о наложении на осужденных дисциплинарных взысканий. Согласно п. 2.3 Приказа № 21 задачей комиссии так же является объективное и всестороннее рассмотрение обстоятельств нарушения с учетом личности осужденного и его предыдущего поведения. Кроме того, данным приказом регламентирована организация работы комиссии, состав которой определятся приказом начальника учреждения, в её состав входят заместители начальника учреждения и представители служб: воспитательной, оперативной и др., начальники отрядов, чьи осужденные допустили нарушения, начальники цехов или мастера, если осужденными допущены нарушения на участке, за которыми они закреплены, секретарь. На заседании комиссии должно присутствовать не менее пяти человек. Из п. 4.3. Приказа следует, что председатель комиссии, выслушав мнения ее членов о виновности осужденного, выборе меры взыскания, принимает решение, делает соответствующую резолюцию на инициативном рапорте сотрудника, выявившего нарушение, объявляет решение осужденному. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня совершения нарушения. Согласно п. 6.1 Приказа № 21 протоколы заседаний комиссии ведутся в отдельных номенклатурных делах, зарегистрированных в номенклатуре дел учреждения в канцелярии и хранятся у начальника отдела по воспитательной работе с осужденными в течение одного года. Действующими нормами уголовно-исполнительного законодательства РФ, локальными нормативными актами исправительного учреждения не предусмотрено участие осужденного либо его представителя в заседании дисциплинарной комиссии и их ознакомление с протоколом заседания данной комиссии. Также уголовно-исполнительным законодательством РФ не закреплена обязанность администрации исправительного учреждения уведомлять осужденных о дате заседания дисциплинарной комиссии, обеспечивать его участие при рассмотрении комиссией материалов о нарушении установленного порядка отбывания наказания, знакомить осужденных с процедурой и порядком проведения дисциплинарной комиссии. Право на получение подозреваемым, обвиняемым и осужденным соответствующей информации предусмотрено нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В силу ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Аналогичные нормы предусмотрены Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 года №295.

Статьей 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона предусмотрена обязанность государственного органа или должностного лица по даче письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Ссылки Прогляды М.В. на положения Приказа Минюста России N 295 от 16.12.2016 полагает несостоятельными, поскольку ходатайство об ознакомлении с протоколами административных, дисциплинарных комиссий не связано с условием отбывания наказания, такое ходатайство рассматривается в порядке, утвержденном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 - ФЗ в силу положений статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» общий срок, в течение которого государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в соответствии с их компетенцией, обязано рассмотреть обращение по существу, составляет 30 дней.

Согласно ч 6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассматривать их в установленные законом сроки и довести принятые решения до сведения осужденных. Ответ осужденному Прогляде М.В. дан в течение установленного законом месячного срока - 06.06.2018 года. Доводы административного истца о нарушении положений ч. 1 ст. 12 УИК РФ и ч. 2 ст. 24 Конституции РФ основаны на неправильном толковании норм материального права.

Просила отказать в удовлетворении заявленных Проглядой М.В. требований.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, оценив доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1).Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2).

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3).

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации относится к числу таких законодательных актов, которые в установленном порядке ограничивают права определенной категории граждан, к которой относится административный истец.

В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Как установлено при рассмотрении дела, административный истец Прогляда М.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ИК-15 ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

23.05.2018 в отношении Прогляды М.В. начальником ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю применено дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор.

Порядок наложения на осужденного взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания регламентирован статьями 115 - 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

При этом, согласно части 1 статьи 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Законом не предусмотрено принятие дисциплинарной комиссией решений о применении мер взыскания к осужденным.

Таким образом, дисциплинарная комиссия полномочиями по принятию каких-либо решений, затрагивающих права осужденных, в силу закона не наделена, в связи с чем суд полагает, что протокол заседания указанной комиссии не может быть отнесен к документам и материалам, непосредственно затрагивающим права и свободы осужденного.

Документом, затрагивающим права осужденного Прогляды М.В. при применении к нему меры взыскания, в данном случае явилось постановление начальника исправительного учреждения.

Данных о том, что Прогляда М.В. не ознакомлен с указанным постановлением, в ходе рассмотрения дела не установлено.

При таком положении, учитывая, что Проглядой М.В. не оспаривается примененное к нему взыскание и какого-либо несогласия с принятым в его отношении решением он не выражает, сам по себе отказ в ознакомлении его с протоколом заседания дисциплинарной комиссии не свидетельствует о нарушении его прав, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения его требований в этой части.

Разрешая требование Прогляды М.В., касающееся своевременности направления ему ответа на обращение, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Статьей 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (часть 1).

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах (часть 2).

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно (часть 3).

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (часть 6).

Пунктом 65 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, предусмотрено, что администрация исправительного учреждения ежедневно обходит камеры и принимает от осужденных, находящихся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа (далее - ПКТ), единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, транзитно-пересыльных пунктах, предложения, заявления, ходатайства и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал приема осужденных по личным вопросам и докладываются начальнику исправительного учреждения.

В соответствии с пунктом 66 этих Правил регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации исправительного учреждения, осуществляется службой делопроизводства исправительного учреждения в течение трех дней с момента их подачи.

Пунктом 67 Правил предусмотрено, что ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу.

Согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8). Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9).

Согласно части 3 статьи 13 этого Федерального закона содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В силу статьи 12 приведенного Федерального закона на рассмотрение письменного обращения предоставлено 30 дней со дня его регистрации.

Судом установлено, что 23.05.2018 Прогляда М.В. обратился к администрации ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России с устным заявлением об ознакомлении с протоколом заседания дисциплинарной комиссии.

08.06.2018, то есть в течение установленного законом 30-дневного срока, администрация исправительного учреждения представила Прогляде М.В. письменный ответ на его обращение, что свидетельствует об отсутствии нарушений порядка рассмотрения обращения осужденного со стороны административного ответчика.

Доводы Прогляды М.В. об обязанности администрации исправительного учреждения дать ответ на его обращение в трехдневный срок основаны на неверном понимании нормативного акта, поскольку пунктом 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, установлен трехдневный срок на выдачу ответов на предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденным, после поступления этих ответов, а не на рассмотрение указанных обращений осужденных.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушений прав административного истца допущено не было, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий, основания их совершения, административным ответчиком соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Прогляды М.В. к ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действий в части отказа в ознакомлении с протоколом заседания дисциплинарной комиссии и несвоевременного ответа на обращение - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                        С.В. Курунин

Мотивированное решение в окончательной форме

составлено 14.09.2018

2а-2235/2018 ~ М-2245/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прогляда М.В.
Ответчики
ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Норильский городской суд
Судья
Курунин Сергей Васильевич
03.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2018[Адм.] Судебное заседание
14.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее