Дело №2-6304/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.09.2018 года <адрес>
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Савиновой М.Н., при секретаре Майковой А.А., с участием представителя истца Гелашвили Т.В., представителя ответчика Трубникова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пынзару В. В. к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области о признании жилого строения жилым и пригодным для проживания с правом регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Пынзару В.В. обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований ссылаясь на то, что ему на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГ принадлежит нежилое здание - жилое строение (садовый дом), расположенный на садовом земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, площадью 159,7 кв. м, 2х-этажный, кадастровый (или условный номер) №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГ, номер и дата государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГ.
Жилое строение расположено на земельном участке, площадью 475 кв. м, назначение - земли населенных пунктов для ведения садоводства, кадастровый №, который принадлежит Пынзару В.В. на праве собственности на основании договора купли - продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, номер и дата государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГ.
Исходя из технического паспорта указанного садового дома, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГ, садовый дом представляет собой жилое строение (садовый дом) двухэтажный, общей площадью 159,7 кв.м., из них 93,2 кв.м. жилая площадь, построенный из газосиликатных блоков.
Истец указал, что ДД.ММ.ГГ обратился через МУ «Люберецкий МФЦ» в Администрацию городского округа Люберцы Московской области с заявлением о переводе строения, расположенного по адресу: <адрес>, из нежилого в жилое для последующей регистрации по месту фактического проживания. Однако, истцу был дан ответ о возможности такого перевода только по решению суда о признании строения, расположенного на садовом земельном участке, пригодным для постоянного проживания.
При обращении в УФМС России по <адрес> Московской области для регистрации по месту постоянного проживания было разъяснено, что в нежилом здании регистрация запрещена.
Также истец указал, что данное жилое строение (садовый дом), расположенный на садовом земельном участке, находящемся по адресу: <адрес> для Пынзару В.В. является единственным местом его жительства.
Истец просил признать принадлежащее ему на праве собственности жилое строение К№, площадью 159,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для постоянного проживания с правом регистрации.
Истец Пынзару В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гелашвили Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования городской округ Люберцы по доверенности Трубников А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица ОВМ МУ МВД России «Люберецкое» в судебное заседание не явился, извещался судом о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель третьего лица СНТ «Зеленая зона» в судебное заседание не явился, извещался судом о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 7 Постановления от ДД.ММ.ГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №.
Согласно данному Положению уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия, создаваемая в этих целях и принимающая решение на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. По окончании своей работы комиссия составляет заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме.
Постановлением Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГ абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
Собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 1 и 2 статьи 209 ГК РФ).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находиться на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает».
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГК РФ «Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка».
Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности к жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).
Строение, имеющее статус жилого, и в установленном порядке зарегистрированное, предполагает возможность не только временного, но и постоянного проживания в нем.
Согласно п. 4.2 Постановления №-П Конституционного суда РФ №-П <адрес> «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указано: Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
Согласно четвертого абзаца статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
С учетом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», не предусматривающая в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживания в жилом доме, каковым фактически может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, т.е. вводящая дифференциацию граждан по признаку членства в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, равно определяемых названным Федеральным законом как некоммерческом объединении, равно определяемых названным Федеральным законом как некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально- хозяйственных задач ведения садоводства дачного хозяйства, противоречит конституционному принципу равенства.
В соответствии с п. 4.3 Постановления №-П Конституционного суда РФ №-П <адрес> «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 6 и части второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», вышеуказанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации от №-П является общеобязательным и действует непосредственно.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что на основании Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГ истец является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь 475 кв.м., адрес местонахождения объекта: <адрес>, кадастровый №.
Истец ДД.ММ.ГГ зарегистрировал расположенное на принадлежащем ему земельном участке жилое строение, назначение: нежилое здание, 2-этажное, общая площадь 159,7 кв.м., адрес местонахождения объекта: <адрес>», кадастровый №.
Согласно Строительно-техническому заключению № от ДД.ММ.ГГ, объект исследования (жилое строение - садовый дом), расположенный по адресу: <адрес> пригоден для постоянного проживания, поскольку оборудован системой водоснабжения, которая поступает из скважины, канализация выполнена с устройством септика, имеется система отопления, которая работает от электричества, существует отдельный ввод электроснабжения в здание, а также установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии. Фундамент обследуемого дома – бетонный, стены выполнены из деревянного каркаса с утеплением и пароизоляцией, материал стен - газоносиликатные блоки, кровля деревянная утепленная – ондулин, установлены двойные рамы, имеются дверные проемы.
Объект исследования (жилое строение – садовый дом), расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям строительных норм и другой документации и отвечает требованиям по пожарной безопасности и обеспечивают санитарно-экологических требования. Дом оборудован первичными средствами пожаротушения. Установлены датчики задымления. Согласно СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», обследуемый объект соответствует требованиям к постоянному проживанию людей и не создает угрозу их здоровью и безопасности ввиду соответствия постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № г и Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № 188-ФЗ.
Истец постоянно проживает в жилом строении. Указанное строение является единственным местом жительства истца.
Однако, несмотря на то, что указанный земельный участок и жилое строение принадлежит истцу на праве собственности, осуществить в нем регистрацию, как по основному месту жительства не представляется возможным, т.к. назначение строения по документам – нежилое здание.
Поскольку истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и расположенного на нём жилого строения, зарегистрированного в установленном законом порядке, он вправе реализовать своё право на регистрацию в нём по месту жительства.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пынзару В.В. удовлетворить.
Признать принадлежащее на праве собственности Пынзару В. В. жилое строение К№, площадью 159,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для постоянного проживания с правом регистрации.
Данное решение является основанием для регистрации Пынзару В. В. в указанном жилом помещении по месту жительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме
01.11.2018 года
Судья Савинова М.Н.