Дело № 2-7944/2018
Решение
Именем Российской Федерации
04 октября 2018 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лосевой Н.В.
при секретаре Гавренкове И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску Никифорова Алексея Геннадьевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района Московской области об обязании предоставить за плату земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Никифоров А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района Московской области об обязании предоставить за плату земельный участок.
Свои требования мотивировал тем, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на землях населенных пунктов, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, площадью 354+/- 13 кв.м, находящийся по адресу: АДРЕС на основании договора № аренды земельного участка от 11.01.2016г., заключенного между Истцом и Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области. На указанном земельном участке находится жилой дом, кадастровый №, площадью 56,4 кв.м.
В 2018 г. Истец обратился в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ему за плату без проведения торгов арендуемый земельный участок.
Однако в этом ему было отказано. Отказ обоснован тем, что Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 18.08.2006г. № 13/10 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Одинцовском районе» установлен предельный минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства - 800 кв.м
Данный отказ истец считает незаконным, в связи с чем, просит обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в течение 30 дней после вступления в законную силу решения по настоящему делу осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на землях населенных пунктов, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, площадью 354+/- 13 кв.м., находящийся по адресу: АДРЕС и направить их для подписания Истцу.
Истец в судебное заседание не явился, направив представителя по доверенности Зотову А. которая на иске настаивали в полном объеме.
Ответчик и представитель третьего лица Администрация Одинцовского муниципального района КУМИ Администрации Одинцовского района Московской области в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В судебном заседании установлено, что 11.01.2016 года между Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Никифоровым А.Г. заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого, Никифорову А.Г. на срок до 10.01.2031 года предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на землях населенных пунктов, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, площадью 354+/- 13 кв.м. по адресу: АДРЕС. ( л.д.5-10)
Никифорову А.Г. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 56,4 кв.м, расположенный на вышеуказанном земельном участке по адресу: АДРЕС( л.д. 19-20)
Никифоров А.Г. в 2018 году обращался к Администрации Одинцовского района с просьбой передать земельный участок в собственность за плату, но получал отказ, поскольку Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 18.08.2006г. № 13/10 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Одинцовском районе» установлен предельный минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства - 800 кв.м. ( л.д.13)
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20); обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42).
Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
В ст. 39.16 ЗК РФ перечислены основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность законом не предусмотрено.
Вместе с тем, спорный земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения отсутствуют, доказательств запрета на предоставление земельного участка в собственность не представлено.
Доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения, ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности отказа КУМИ Одинцовского района Московской области в предоставлении спорного земельного участка в собственность, путем выкупа и полагает, что истец имеет право на приобретение спорного земельного участка за плату.
Истец представил суду убедительные и достоверные доказательства того, что земельный участок сформирован в установленном законом порядке, находится у него в пользовании на основании договора аренды, на земельном участке возведен жилой дом.
Согласно п. 39.4 ЗК РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 постановления Правительства Московской области от 2 мая 2012 г. N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках", с 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство), находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, установлена в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков.
На основании вышеизложенного, суд находит заявленные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на землях населенных пунктов, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, площадью 354+/- 13 кв.м., находящийся по адресу: АДРЕС в трех экземплярах и направить их для подписания Никифорову Алексею Геннадьевичу
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.В.Лосева