Решение по делу № 33а-3066/2020 от 10.02.2020

Судья Болочагин В.Ю. дело № 33а-3066/2020 (2а-6269/2019)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 3 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

    председательствующего – Вачковой И.Г.

    судей    - Лазаревой М.А., Шабаевой Е.И.            

    при секретаре- Туроншоевой М.Ш.    

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 26 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Козлова С.И. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указала, что ею было подано заявление о заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в её собственности. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок «находится в глубине квартала и выход на земли общего пользования осуществляется посредством спорной территории, которая представляет собой проезд между участками и землями, государственная собственность на которые не разграничена».

Указывает в иске на то, что испрашиваемый земельный участок – это склон оврага, по которому проходит открытый сток ливневой канализации, разделивший <адрес>, имеющую изгиб, переходящий в <адрес>, где имеется мост через овраг для проезда и прохода, испрашиваемый земельный участок не имеет прохода между земельными участками, тем более, не имеет проезда.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать не соответствующим закону и нарушающим её законные интересы распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 26 декабря 2019 года административный иск Козловой С.И. удовлетворен.

Признано не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Козловой С.И. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и суд обязал Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о.Самара просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Козлова С.И. и ее представитель возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ является собственницей земельного участка с кадастровым номером площадью 466,2 кв.м. по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков). К заявлению была приложена подготовленная заявительницей схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ (далее -распоряжение) заявителю было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основаниям, предусмотренным по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации: имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.    

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, пришел к выводу, что обжалуемое распоряжение Департамента является незаконным. Однако, судебная коллегия полагает, что выводы районного суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 №1 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных

главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из топографических материалов Департамента градостроительства г.о. Самара земельный участок является частью маршрута пешеходной доступности.

С учетом изложенного, возможность предоставления административному истцу земельного участка, занятого, в том числе частью маршрута пешеходной доступности неограниченного круга лиц, не должна ограничивать права иных лиц на использование соответствующей территории.

Из системного толкования пунктов 11,12 статьи 1 ГрК РФ и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ следует, что даже если существующие границы территорий общего пользования не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, указанное не свидетельствует об отсутствии у них статуса территории общего пользования, поскольку признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.

Как следует из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельные участки административного истца находятся в глубине квартала и выход на земли общего пользования осуществляется посредством спорной территории, которая представляет собой проезд между участками и землями, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, не представляется возможным установить наличие между земельным участком административного истца и землями общего пользования свободных земель, за счет которых может быть выполнено перераспределение.

При таких обстоятельствах, образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, приведет к нарушению

требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, судом первой инстанции сделан неверный вывод, о том, что административный ответчик имел возможность осуществить выезд на место, так как административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от 13.04.2017 № 268, выезд уполномоченного органа на место не предусмотрен.

Судебная коллегия полагает, что в материалы дела не были представлены доказательства того, что действие органа местного самоуправления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем обжалуемое распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара является законным и обоснованным, основанным на нормах действующего законодательства.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, равно как и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований, заявленных Козловой С.И. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 26 декабря 2019 года отменить. Постановить новое решение. В удовлетворении административного иска Козловой С.И. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ -отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу через районный суд.

Председательствующий

Судьи

33а-3066/2020

Категория:
Административные
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Козлова С.И.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Лазарева М. А.
10.02.2020[Адм.] Передача дела судье
03.03.2020[Адм.] Судебное заседание
17.03.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее