АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Орел Дело №А48-3858/08-13 «17» октября 2008г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балашовой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Ермолова Андрея Ивановича
к Инспекции ФНС России по Заводскому району г.Орла
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя
-
Ермолов А.И. (паспорт серии 54 03 №631311);
от ответчика
-
специалист юридического отдела Грудева Е.А. (доверенность от 12.12.2007г. №172),
установил:
Индивидуальный предприниматель Ермолов Андрей Иванович (далее также – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Заводскому району г.Орла (далее также – ответчик, налоговый орган, инспекция) об оспаривании постановления от 19.09.2008г. №218 по делу об административном правонарушении, которым он привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
В обоснование своих требований заявитель указал, что налоговым органом безосновательно не были приняты во внимание доводы, приводимые им при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, и административное наказание неправомерно назначено без учета всех обстоятельств дела, в том числе смягчающих ответственность, в максимальном размере, предусмотренном ч.3 ст.14.25 КоАП РФ. ИП Ермолов указал, что он является добросовестным налогоплательщиком, ранее к административной ответственности не привлекался, место жительства изменил первый раз, в период с 13.08.2008г. по 20.08.2008г. выполнял перевозку клиента в г.Курск, в связи с чем нарушил трехдневный срок представления сведений в налоговый орган. Кроме того, по мнению заявителя дело об административном правонарушении было рассмотрено и постановление по делу вынесено ненадлежащим должностным лицом ИФНС России по Заводскому району г.Орла.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Налоговый орган, в частности, указал, что ИП Ермолов А.И. нарушил требования п.5 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем обоснованно был привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ. При возбуждении дела об административном правонарушении и его рассмотрении налоговым органом были соблюдены все требования законодательства: протокол об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя, которому были разъяснены права, предоставленные п.1 ст.25.1 КоАП РФ, и вручена копия протокола, дело об административном правонарушении также рассматривалось в присутствии заявителя. Предпринимателем не было представлено доказательств в подтверждение тех обстоятельств, на которые он сослался при даче пояснений по факту совершения административного правонарушения, а также документов, подтверждающих наличие иных смягчающих ответственность обстоятельств. Сведения о регистрации по новому месту жительства заявителем были представлены только после направления ему уведомления о явке в инспекцию для дачи объяснений по выявленному факту нарушения им требований Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.25 КоАП РФ имеет формальный состав и считается совершенным с момента истечения установленного трехдневного срока на представление соответствующих документов в регистрирующий орган, с этого момента виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Ермолов Андрей Иванович (26.09.1965г.р.,уроженец г.Орла, проживающий по адресу: г.Орел, ул.Линейная, д.13) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 304575212700017, что подтверждается копией свидетельства серии 57 №001132284 (л.д.7).
Как следует из материалов дела, ИП Ермолов А.И. состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: г.Орел, ул.Черкасская, д.72, кв.14. В связи с изменением места жительства 12.08.2008г. Отделом Управления Федеральной миграционной службы России по Орловской области в Заводском районе г.Орла заявитель был поставлен на регистрационный учет по новому месту жительства по адресу: г.Орел, ул.Линейная, д.13 (л.д.21-22).
Сведения о регистрации ИП Ермолова А.И. по новому месту жительства получены ИФНС России по Заводскому району г.Орла от Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Орловской области в Заводском районе г.Орла 18.08.2008г., что подтверждается отметкой на сопроводительном письме от 16.08.2008г. №11/1573 (л.д.20).
26.08.2008г. в адрес заявителя ИФНС России по Заводскому району г.Орла было направлено уведомление исх.№06-33/09234 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, и необходимости явки в инспекцию 11.09.2008г. для составления протокола об административном правонарушении и дачи объяснений по факту нарушения требований п.5 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно непредставления в налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации по новому месту жительства сведений, необходимых для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д.23). Данное уведомление получено предпринимателем 01.09.2008г., о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении (л.д.25).
Протокол от 11.09.2008г. №407 об административном правонарушении в отношении ИП Ермолова А.И. составлен в присутствии предпринимателя, которому разъяснены его права, предоставленные п.1 ст.25.1 КоАП РФ, и вручена копия протокола, что заявителем не оспаривается и подтверждается его подписями в протоколе об административном правонарушении, а также отметкой в протоколе судебного заседания от 17.10.2008г. (л.д.4, 38 - оборот).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и.о. начальника ИФНС России по Заводскому району г.Орла Кулаковой И.Н., действующей на основании приказа от 03.09.2008г. №05-02/220 «О возложении исполнения обязанностей начальника Инспекции ФНС России по Заводскому району г.Орла» (л.д.36), вынесено постановление от 19.09.2008г. №218 по делу об административном правонарушении, которым ИП Ермолов А.И. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. (л.д.5). Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществлялось в присутствии предпринимателя, извещенного о дате, времени и месте его рассмотрения, что подтверждается соответствующей отметкой в постановлении, протоколе от 11.09.2008г. №407 об административном правонарушении и заявителем не оспаривается (протокол судебного заседания от 17.10.2008г. – л.д.38 - оборот). Копия постановления была вручена заявителю 19.09.2008г., о чем свидетельствует дата и подпись указанного лица в соответствующей графе постановления от 19.09.2008г. №218 (л.д.5 - оборот).
Не согласившись с постановлением от 19.07.2008г. №218, ИП Ермолов А.И. обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным в части назначения заявителю наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также при ведении единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ под государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей понимается акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ.
Согласно п.5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. №506, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и ведет в установленном порядке Единый государственный реестр индивидуальных, предпринимателей.
В ЕГРИП содержатся сведения об индивидуальных предпринимателях, в том числе и данные о месте жительства в Российской Федерации, что следует из подп.«д» п.2 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В силу п.5 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ индивидуальные предприниматели в течение трех дней с момента изменения указанных в п.2 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ сведений, в том числе данных о месте жительства в Российской Федерации, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту жительства.
Пункт 1 ст.25 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ устанавливает, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В частности, в соответствии с ч.3 ст.14.25 КоАП РФ непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.
Из примечания к ст.2.4 КоАП РФ следует, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Факт непредставления в ИФНС России по Заводскому району г.Орла в законодательно установленный срок сведений о новом месте жительства
ИП Ермоловым А.И. по существу не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В связи с этим арбитражный суд находит, что протокол об административном правонарушении от 11.09.2008г. №407 составлен главным государственным налоговым инспектором отдела регистрации и учета налогоплательщиков Инспекции ФНС России по Заводскому району г.Орла Иконниковой А.М. обоснованно, поскольку в деянии ИП Ермолова А.И. содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.25 КоАП РФ. Замечаний на протокол от предпринимателя не поступило. Указанный протокол составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ. Факт совершения правонарушения заявитель объяснил отсутствием возможности своевременно представить сведения об изменении места жительства ввиду осуществления перевозки клиента в г.Курск в период с 13.08.2008г. по 20.08.2008г.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления - 19.09.2008г., не истек. Доказательств существования юридических препятствий для своевременного предоставления необходимых сведений ИП Ермоловым А.И. суду не представлено.
При таких обстоятельствах факт совершения ИП Ермоловым А.И. вменяемого ему административного правонарушения арбитражный суд считает доказанным.
Вместе с тем, признавая оспариваемое постановление незаконным в части назначения наказания, суд исходит из следующего.
Как разъяснено в п.19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
В оспариваемом постановлении не указано обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Арбитражный суд учитывает, что ИП Ермолов А.И. является добросовестным налогоплательщиком, правонарушение совершено им впервые, заявитель вину признал, кроме того, в материалы дела представлены доказательства того, что Ермолов А.И. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г. (л.д.13).
Данные обстоятельства на основании ч.2 ст.4.2 КоАП РФ признаны арбитражным судом обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.
Из п.19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. №10 следует, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств при производстве по делу об административном правонарушении в отношении
ИП Ермолова А.И. ответчиком не установлено (протокол судебного заседания от 17.10.2008г. – л.д.38 - оборот).
С учетом всех обстоятельств дела арбитражный суд считает возможным привлечь ИП Ермолова А.И. к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №218 ░░ 19.09.2008░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 5 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (26.09.1965░.░.,░░░░░░░░ ░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.13) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.14.25 ░░░░ ░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░.