дело № 2-417/2015
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации16 июня 2015 г. г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Олонецкого района, Республики Карелия в защиту неопределенного круга лиц к администрации Олонецкого городского поселения о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,установил:
Прокурор Олонецкого района в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к администрации Олонецкого городского поселения о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
В заявлении указано, что прокуратурой Олонецкого района в рамках текущего надзора проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Олонецкого городского поселения, в ходе которой установлено, что в районе .... на придомовой территории имеется несанкционированная свалка бытовых отходов. Установить лиц, разместивших данные отходы, в ходе проведения проверки не представилось возможным.
Администрацией Олонецкого городского поселения в нарушение действующего законодательства не принимаются меры, направленные на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки.
Прокурор Олонецкого района в заявлении указывает, что обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие несанкционированных свалок влечет за собой загрязнения природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Прокурор просит суд возложить на администрацию Олонецкого городского поселения обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в районе .... на придомовой территории (координаты: широта ...., долгота ....).
В судебном заседании прокурор ФИО1 исковые требования поддержала, подтвердила доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Олонецкого городского поселения ФИО2, действующая на основании доверенности, с иском согласилась.
Выслушав мнение прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (далее по тексту - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека, на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ.
В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух.
Согласно требованиям статьи 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения, решение которых возложены на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (п.1 ст.132 Конституции РФ) и указанным Федеральным законом осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно, под свою ответственность и исходя из интересов населения.
Конституция Российской Федерации и названные федеральные законы являются правовой основой местного самоуправления (ст. 4 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ).
В силу ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности вышеперечисленных органов и лиц за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Таким образом, ответственность за ликвидацию несанкционированной свалки на территории Олонецкого городского поселения несет администрация Олонецкого городского поселения.
Исковые требования прокурора предъявлены в защиту неопределенного круга лиц и обусловлены необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие несанкционированных свалок влечет за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы населения.
Материалами дела, подтверждаются факты, указанные прокурором Олонецкого района в исковом заявлении, факты неисполнения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие, создает опасность причинения вреда окружающей природной среде. Доказательств обратному, ответчиком не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Олонецкого района подлежат удовлетворению в полном объеме и на ответчика администрацию Олонецкого городского необходимо возложить обязанность совершить следующие определенные действия: ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в районе .... на придомовой территории (координаты: широта ...., долгота ....).
В силу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В исковом заявлении прокурор просит установить срок исполнения решения суда -10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Учитывая, что наличие несанкционированной свалки влечет опасность здоровью населения, суд соглашается с требованием прокурора и считает возможным установить срок исполнения решения суда- 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец (прокурор) освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировым судьям, в качестве истцом или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Олонецкого городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в районе ....-а по .... на придомовой территории (координаты: широта ...., долгота ....).
Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено-10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н.Хольшев