Хасавюртовский районный суд РД
Судья Ибрагимов С.Р.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. по делу N 33-2865/2015, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Джарулаева А.К.
судей – Хираева Ш.М., Ибрагимовой А.М.
при секретаре – Муртазаалиевой П.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального образования «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района Республики Дагестан (далее МО «сельсовет Могилевский») на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 29 апреля 2015 года по делу по заявлению прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в непринятии муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории МО «сельсовет Могилевский» незаконным, возложении обязанности на администрации МО «сельсовет Могилевский» разработать и принять муниципальную целевую программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма,
установила:
Заместитель прокурора Хасавюртовского района РД обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации МО СП "сельсовет Могилевский" Хасавюртовского района РД о признании бездействия администрации МО СП «сельсовет Могилевский», выразившегося в непринятии муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории МО СП «сельсовет Могилевский» незаконным, обязании администрации МО СП «сельсовет Могилевский» разработать и принять муниципальную целевую программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории МО СП «сельсовет Могилевский» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в силу.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Хасавюртовского района проведена проверка исполнения законодательства об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе в части издания органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Проведенной проверкой установлено, что органами местного самоуправления МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района с 2011 года по настоящее время не утверждались целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по участию и профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, финансирование соответствующих целевых мероприятий в течение указанного периода не производилось. Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями главы администрации МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района, а также изучением нормативно правовых актов изданных МО СП «сельсовет Могилевский». Исполнение органом местного самоуправления сельского поселения требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения, регламентированы нормами федерального законодательства.
Администрация МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Российской Федерации и Республики Дагестан. К компетенции администрации сельского поселения отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправлении сельского поселении по решению вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Собрания депутатов сельского поселения, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения и Уставом сельского поселения.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления сельского поселения требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения, не использование предоставленных законом полномочий, проявление пассивности и незаинтересованности нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремизму, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, поддержанию в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, на безопасность (пп. "а", "г", "д" пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, статья 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и статья 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"). Отсутствие комплексной программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования сельского поселения не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории сельского поселения мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма, финансировать их, что является недопустимым. Бездействие администрации МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района, выразившееся в не принятии целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования сельского поселения, является противоправным, а также нарушает права и интересы граждан.
Решением Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 29 апреля 2015 года требования прокурора Хасавюртовского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района РД содержится просьба об отмене постановленного решения по тем основаниям, что в бюджете администрация МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района РД не имеется финансовых средств на указанные в решении суда цели.
В своих возражениях старший помощник прокурора Хасавюртовского района РД Акбаров А.И. просит решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района Республики Дагестан надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, однако в судебное заседание представитель муниципального образования не явился.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
До начала судебного разбирательства в адрес Верховного Суда Республики Дагестан главой МО СП «сельсовет Могилевский» Магомедовым А.А. направлена телеграмма об отзыве апелляционной жалобы в связи с фактическим исполнением решения суда.
В соответствие со ст. 326 ГПК РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.
Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.
О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» суд апелляционной инстанции принимает отказ от апелляционных жалобы, представления, если установит, что такой отказ носит добровольный и осознанный характер.
Судебная коллегия приходит к выводу, что отказ от апелляционной жалобы на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 29.04.2015 г. выраженный в направленной в суд телеграмме не может быть проверен на предмет его добровольности и осознанности. Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 326 ГПК РФ, заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления должно быть подано в суд апелляционной инстанции в письменной форме. Поскольку форма подачи заявления об отказе от апелляционной жалобы муниципальным образованием не соблюдена, последствия прекращения производства по апелляционной жалобе ответчику не могут быть разъяснены ввиду его отсутствия, судебная коллегия считает необходимым рассмотреть настоящее гражданское дело по жалобе МО СП «сельсовет Могилевский» на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 29 апреля 2015 года по существу спора.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав объяснения помощника прокурора Хасавюртовского района РД Акбарова А.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как указано в статье 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.
Это вытекает и из пп. 7.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования сельского поселения «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района к компетенции администрации сельского поселения отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправлении сельского поселении по решению вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Собрания депутатов сельского поселения, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения и Уставом сельского поселения. К вопросам местного значения сельского поселения отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории сельского поселения «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района РД.
Как видно из материалов дела и установлено судом, органом местного самоуправления МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района с 2011 года по настоящее время не утверждались целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по участию и профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, финансирование соответствующих целевых мероприятий в течение указанного периода не производилось.
Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, что органами местного самоуправления МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района РД Программа профилактики противодействия терроризму и экстремизму на территории муниципального образования сельского поселения не разработана и не принята.
Изложенные обстоятельства также подтверждаются справкой о результатах проверки исполнения органами местного самоуправления действующего законодательства по вопросам профилактики терроризма и экстремизма. А также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма и письменными объяснениями главы администрации МО СП «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования заместителя прокурора Хасавюртовского района РД.
Довод жалобы о невозможности реализации решения суда ввиду отсутствия надлежащего финансирования в направлении вопросов профилактики противодействия терроризма и экстремизма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.
Таким образом, решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законом порядке и которым дана правильная оценка в их совокупности. Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования «сельсовет Могилевский» Хасавюртовского района Республики Дагестан - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи