Судья Леонова И.М. |
№ 33-381/2014 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда |
29 января 2014 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Маклаковой Н.С.,
судей Жгутовой Н.В., Марковой М.В.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Дресвяниной С. С. по доверенности Матвеевского В. Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12 ноября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требовании Дресвяниной С. С. к Департаменту имущественных отношений Вологодской области, Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, Департаменту образования Вологодской области, Бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский политехнический техникум» о признании права собственности в порядке приватизации отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Марковой М.В., судебная коллегия
установила:
Дресвянина С.С. обратилась в суд с иском, в обоснование указав, что в июле 1990 года ей было предоставлено для постоянного проживания вместе с сыном Дресвяниным Н.С. жилое помещение, состоящее из трех комнат №..., №..., №... в доме №... по <адрес>, в котором она зарегистрирована с 24.07.1990. С 1992 года семья истицы в составе двух человек стоит на очереди на улучшение жилищных условий в администрации г. Вологды.
Здание, в котором расположены комнаты истицы, находится в собственности Вологодской области, передано на праве оперативного управления Бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский политехнический техникум» (далее – БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум»), по мнению Дресвяниной С.С., статус общежития не имеет, вследствие чего на правоотношения по пользованию занимаемым ею жилым помещением должны
распространяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Поскольку жилое помещение является для нее единственным жильем и постоянным местом жительства, других жилых помещений по договорам социального найма истица не имеет, сын Дресвянин Н.С. и супруг Баклин С.А. отказались от участия в приватизации, Дресвянина С.С. просила суд признать за ней право собственности на жилые помещения №..., №..., №..., расположенные в доме №... по <адрес>, в порядке приватизации.
В судебном заседании истица Дресвянина С.С. и ее представитель по доверенности Матвеевский В.Н. поддержали доводы и требования, изложенные в иске в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Соколова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, в возражениях на иск пояснила, что здание, в котором истица занимает жилое помещение, является общежитием, числится в реестре объектов, находящихся в собственности Вологодской области, передано на праве оперативного управления БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум», из государственной собственности не выбывало и в муниципальную собственность не передавалось. Статус общежития был присвоен дому до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем необходимость отнесения к специализированному жилищному фонду отсутствует.
Представитель ответчика Департамента образования Вологодской области по доверенности Сухарева И.С. в судебном заседании исковые требования не признала, в возражениях на иск пояснила, что здание №... по <адрес> является общежитием, используется по назначению для временного проживания учащихся лицея и работников техникума.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие, указал, что здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, числится в реестре государственной собственности Вологодской области в соответствии с постановлением Законодательного собрания Вологодской области от 07.07.1999 № 420 «О принятии в государственную собственность Вологодской области государственных предприятий, учреждений и имущества федеральной собственности», закреплено на праве оперативного управления за БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум». Ранее балансодержателем здания являлось Государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 52», реорганизованное впоследствии в БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум». Здание использовалось учреждением как общежитие, его статус не подвергался сомнению.
Представитель ответчика БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве решение вопроса оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Дресвяниной С.С. по доверенности Матвеевский В.Н. с решением суда не согласен, просит его отменить, приняв новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывает, что часть здания, в котором проживает Дресвянина С.С., ни юридически, ни фактически не имеет статус общежития, к отношениям по пользованию занимаемым жилым помещением должны быть применены нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о социальном найме.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент образования Вологодской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Из части 2 статьи 19 ЖК РФ следует, что в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим Кодексом. В силу части 2 статьи 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Согласно статье 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации жилищного фонда) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно статье 2 Закона о приватизации жилищного фонда граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 4 Закона о приватизации жилищного фонда не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из статьи 6 Закона о приватизации жилищного фонда, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Как следует из материалов дела, Дресвянина С.С. и члены ее семьи: муж Баклин С.А. и сын Дресвянин Н.С. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
30.01.2012 между БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум» (наймодатель) и Дресвяниной С.С. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения за оплату №..., по условиям которого наниматель принял во владение и пользование за плату для проживания жилое помещение из трех комнат, общей площадью ... кв. м, по адресу: <адрес> (общежитие) бессрочно.
19.03.2009 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) зарегистрировано право собственности Вологодской области на здание общежития, имеющее жилое назначение, площадью ... кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. 15.11.2011 в ЕГРП на указанное здание зарегистрировано право оперативного управления за БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум». Данные обстоятельства подтверждены выпиской из ЕГРП от <ДАТА> №..., выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Исходя из того, что дом №... по <адрес> в муниципальную собственность не передавался, статус общежития не утрачивал, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к отношениям сторон положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Учитывая, что в силу пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01.09.2013, и части 2 статьи 102 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», вступившего в силу с 01.09.2013, государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проанализировав материалы дела в их совокупности, соглашается с выводами суда первой инстанции, оснований для отмены законного и обоснованного судебного решения не находит. Поскольку на момент предоставления Дресвяниной С.С. жилого помещения здание общежития находилось в государственной собственности, после этого статус общежития и собственник дома не менялись, нормы статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ не распространяются на спорные правоотношения, вследствие чего Дресвянина С.С. не имеет права на приватизацию испрашиваемого жилого помещения.
Доводы жалобы об обратном отклоняются судебной коллегией как противоречащие приведенным выше нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Дресвяниной С. С. по доверенности Матвеевского В. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи