Дело № 2-251/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года с. Вавож УР
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Торхова С.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурковой О.В.,
с участием помощника прокурора Вавожского района Осиповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Вавожский район» и Администрации Муниципального образования «Большеволковское» о возложении обязанности в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенную по ул. ***, протяженностью *** км (идентификационный номер ***),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вавожского района Удмуртской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования «Большеволковское» законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Вавожского района.
Проверкой установлено, что автомобильная дорога, расположенная по ул. ***, протяженностью *** км (идентификационный номер ***), входящая в перечень автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Большеволковское», утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Большеволковское» от 07 мая 2015 года № 24, не паспортизирована.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу положений ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Как установлено ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частями 1, 8 ст.6 Закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 утверждены «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в силу пп.4 п.9, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно строительным нормам ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Удмуртской Республики от 13.07.2005 № 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», ч.2 ст.13 Закона № 257-ФЗ, вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно п. 5.1 ч. 1 ст.7 Устава муниципального образования «Вавожский район» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, решение вопроса местного значения поселений - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
На основании соглашения б/н от 16.12.2016 полномочия по решению вопросов местного значения в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов передано Администрации муниципального образования «Большеволковское».
Автомобильная дорога, расположенная по *** ***, протяженностью *** км (идентификационный *** ***), отнесена к дорогам общего пользования местного значения в границах сельского поселения, не состоит в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения муниципального образования «Большеволковское».
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, публично-правовых образований.
На основании изложенного, прокурор Вавожского района просит обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» и Администрацию муниципального образования «Большеволковское» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенную по ул. ***, протяженностью *** км (идентификационный номер ***).
В судебном заседании помощник прокурора Вавожского района Осипова А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчиков Администрации муниципального образования «Вавожский район» и Администрации муниципального образования «Большеволковское» в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, направили суду заявления о признании исковых требований прокурора Вавожского района, просили суд принять признание иска ответчиками.
Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
При признании иска ответчиками и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Вавожского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Вавожский район» и Администрации муниципального образования «Большеволковское» о возложении обязанности в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенную по ул. ***, протяженностью *** км (идентификационный номер ***), удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» и Администрацию муниципального образования «Большеволковское» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенную по ул. ***, протяженностью *** км (идентификационный номер ***).
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения через Увинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2019 года.
Судья С.Н. Торхов