Решение по делу № 2-1320/2017 (2-9217/2016;) ~ М-8116/2016 от 06.12.2016

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2017 года г.Красногорск

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аникеевой Е.Д.

при секретаре Повышеве В.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» к Исакову Алексею Викторовичу о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» обратилось в суд с иском к Исакову Алексею Викторовичу о взыскании излишне выплаченных денежных средств.

В обоснование исковых требований указало, что ответчик Исаков Алексей Викторович проходил военную службу в войсковой части 11361.

Оклад по воинскому званию Исакову А.В. был установлен в размере 11 500 рублей, оклад по воинской должности 23 000 рублей, то есть оклад денежного содержания ответчика составляет 34 500 рублей.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 20% от денежного содержания ответчика составляет 6900 рублей (34 500*20%).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет ответчика составляла 13 лет и 7 дней (фотокопия базы данных прилагается). Выплата процентной надбавки за выслугу лет в размере 20 % от денежного содержания ответчику полагалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Выплата процентной надбавки за выслугу лет в размере 25 % от денежного содержания ответчику полагалась только с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (фотокопия базы данных прилагается).

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” процентная надбавка за военную службу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент начисляются в процентном соотношение от денежного довольствия, в которое входит:

- оклад по воинскому званию;

- оклад по воинской должности;

- ежемесячная надбавка за выслугу лет;

- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию);

- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>;

- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.

В период спорных правоотношений ответчику со счета ЕРЦ МО РФ перечислены денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены ему излишне в размере 79 963 рубля 30 копеек.

При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных - действий ЕРЦ МО РФ, а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные в СПО «Алушта» вводят кадровые органы, и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего (в ЕРЦ МО РФ не поступают ни приказы, ни штат). В соответствии с Положением о ЕРЦ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ и «Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы», ЕРЦ МО РФ осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств.

Таким образом, денежные средства подлежат возврату ЕРЦ МО РФ как излишне выплаченные. При этом перечисление вышеуказанных надбавок при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства.

Просило взыскать с Исакова Алексея Викторовича в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» денежные средства в сумме 79 963 рублей 30 копеек как излишне выплаченные.

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен должным образом (л.д.121а), просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.7).

В судебное заседание ответчик не явился, извещался судом должным образом (л.д.118, 120), ходатайств об отложении дела не заявлял, уважительности причин неявки суду не сообщил.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с гл.I п.2 приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. М 2700 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В соответствии с гл. III п.40-42 приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 5 процентов - при выслуге от 0 до 2 лет; в размере 10 процентов — при выслуге от 2 до 5 лет; и размере 15 процентов — при выслуге от 5 до 10 лет; в размере 20 процентов — при выслуге от 10 до 15 лет; в размере 25 процентов — при выслуге от 15 до 20 лет;

Надбавка выплачивается со дня достижения военнослужащими выслуги лет, дающей право на ее получение, и по день исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы на основании приказов соответствующих командиров (начальников) с указанием выслуги лет и размера надбавки, если иное не предусмотрено настоящим Порядком.

Периоды военной службы для назначения надбавки исчисляются в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и Правилами начисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” процентная надбавка за военную службу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент начисляются в процентном соотношение от денежного довольствия, в которое входит:

- оклад по воинскому званию;

- оклад по воинской должности;

- ежемесячная надбавка за выслугу лет;

- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию);

- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>;

- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.

ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет свою деятельность на основании Положения о федеральном казенном учреждении «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации (далее Положение о ФКУ «ЕРЦ МО РФ») и Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерств обороны Российской Федерации (далее — Временный порядок) и т.д.

В соответствии с п.2 Временного порядка ФКУ «ЕРЦ МО РФ» отвечает за администрирование базы данных (специализированного программного обеспечения «Алушта», обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления).

Внесение в базу данных в полном объеме изданных приказов, а также сведений по офицерам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, по призыву возложены на военные управления в соответствии с границами ответственности. Внесение сведений в СПО «Алушта» и обмен данных происходит в электронном формате с использованием существующих каналов связи (системы передачи данных МО РФ; каналов межвидовой системы обмена электронной корреспонденции; автоматизированной информационной системы электронного документооборота МО РФ) на основании подлинных документов.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21. марта 2013 года № 6-П, что, заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности. Также, в указанных судебных актах определено, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и осуществляемой в публичных интересах.

Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим регулируются нормами не трудового или гражданского, а военного законодательства (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 № 322-О).

Абзацем 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским Судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.

Тем самым, военно-служебные отношения характеризуются особыми публичными правами и обязанностями военнослужащих, которые не имеют аналогов в частно-правовых отношениях, а также в иных государственно-служебных отношениях, для таких отношений характерен метод исключительно законодательного регулирования в отличие от договорного регулирования, преобладающего в трудовом праве.

Данная позиция находит свое отражение и в п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой гражданское законодательство не применяется.

Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Так, согласно статье 38,39 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности).

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 5-П, не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало, размере.

Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено также на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны Российской Федерации за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией.

Таким образом, возврат излишне выплаченных денежных средств направлен в том числе на обеспечение стабильности, целостности и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ответчик Исаков Алексей Викторович проходил военную службу в войсковой части 11361.

Оклад по воинскому званию Исакову А.В. был установлен в размере 11 500 рублей, оклад по воинской должности 23 000 рублей, то есть оклад денежного содержания ответчика составляет 34 500 рублей.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 20% от денежного содержания ответчика составляет 6900 рублей (34 500*20%).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет ответчика составляла 13 лет и 7 дней (фотокопия базы л.д. 11-14). Выплата процентной надбавки за выслугу лет в размере 20 % от денежного содержания ответчику полагалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Выплата процентной надбавки за выслугу лет в размере 25 % от денежного содержания ответчику полагалась только с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-108).

Проанализировав предоставленные доказательства, суд считает необходимым взыскать с Исакова Алексея Викторовича в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» денежные средства в сумме 79 963 рублей 30 копеек как излишне выплаченные.

На основании изложенного выше, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» удовлетворить.

Взыскать с Исакова Алексея Викторовича в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» денежные средства в сумме 79 963 рублей 30 копеек как излишне выплаченные.

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения его копии.

    Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:             Е.Д. Аникеева

2-1320/2017 (2-9217/2016;) ~ М-8116/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ"
Ответчики
Исаков А.В.
Другие
командир в.1.
Суд
Красногорский городской суд
Судья
Аникеева Е.Д.
06.12.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2016[И] Передача материалов судье
09.12.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
17.01.2017[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2017[И] Предварительное судебное заседание
06.02.2017[И] Предварительное судебное заседание
06.02.2017[И] Судебное заседание
06.02.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее