Дело № 2-244/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2019 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Прытковой Е.В., при секретаре судебного заседания Емельяновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вафина Фердинанта Юнусовича к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л :
Вафин Ф.Ю. обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г. Казани», ИК МО г. Казани с требованиями об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование требований указано, что отец истца – ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ, при жизни возвел самовольный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и владел им как собственник. Истец Вафин Ф.Ю. в установленный законом срок после смерти отца к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался, однако совершил действия по фактическому принятию им наследства, продолжив проживать в доме, приняв в наследство предметы домашней обстановки, личные вещи наследодателя. При жизни ФИО2 не успел зарегистрировать право собственности, в связи с чем, истец, как наследник, не может реализовать свои права на наследственное имущество.
Ссылаясь на изложенное, истец просил установить факт принятия им наследства после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать за истцом в порядке наследования после смерти отца, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков МКУ «Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани в судебном заседании иск не признала.
Суд, выслушав пояснения, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе и факт родственных отношений, факт принятия наследства.
Согласно ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно позиции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
Материалами дела установлено, что по адресу: <адрес>, расположен жилой дом, литеры А,А1,А2,а, общей площадью 52,5 кв.м., жилой площадью 34,4 кв.м., являющийся самовольным строением.
Вафин Фердинант Юнусович, сыном которого является истец, умер ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело после его смерти, согласно ответам нотариусов, не заводилось.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 344 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – индивидуальный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Доводы истца о совершении им фактических действий по принятию наследства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, так в материалы дела представлены квитанции об оплате коммунальных услуг, выставленные на имя наследодателя и оплаченные истцом как наследником. Таким образом, Вафиным Ф.Ю. совершены действия, указанные в ст. 1153 ГК РФ, свидетельствующие о совершении действий по фактическому принятию наследства путем оплаты долгов наследодателя.
Однако, исходя из совокупности установленных по делу фактов и обстоятельств, суд приходит к выводу, что доказательств того, что спорный дом принадлежал на праве собственности ФИО2 материалы дела не содержат.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.
Надлежащих доказательств наличия у наследодателя или наследника права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования занимаемым земельным участком не предоставлено, следовательно, жилой <адрес> является самовольным строением на земельном участке, не предоставленном в установленном законном порядке.
Поскольку признание права собственности на самовольно возведенную постройку производно от вещных прав на земельный участок, а в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие выделение земельного участка ФИО2, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
Доводы представителя истца о том, что спорный дом соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, в связи с чем, на него может быть признано право собственности, основано на ошибочном толковании норм материального права, поскольку для признания за лицом, осуществившем самовольное строительство, права собственности на него, кроме обстоятельств, что самовольное строение соответствует установленным требованиям и сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, также необходимо наличие прав на земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, соблюдение при возведении строения целевого назначения земельного участка, доказательства принятия лицом, осуществившем возведение самовольного строения, надлежащих мер к его легализации.
Таким образом, исходя из всей совокупности установленных фактов и обстоятельств, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Вафина Фердинанта Юнусовича к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования удовлетворить частично.
Установить факт принятия Вафиным Фердинантом Юнусовичем наследства, открывшегося после смерти отца - ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования Вафина Фердинанта Юнусовича о признании права собственности в порядке наследования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Прыткова Е.В.