Дело № 2а-292/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Первомайский 14 июля 2017 года.
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Сысоева Д.В.,
при секретаре Кочеровой Н.В.,
с участием помощника прокурора Первомайского района Тамбовской области Шмелевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области и обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Прокурор Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Первомайский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением к администрации Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области об устранении нарушений действующего законодательства, связанных с ненадлежащим сбором и вывозом твердых бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой Первомайского района Тамбовской области проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами были установлены нарушения действующего законодательства, допущенные администрацией Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области, связанные с ненадлежащим сбором и вывозом твердых бытовых отходов.
В частности, в ходе проверки установлено, что администрацией указанного муниципального образования, в нарушение требований ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ образована несанкционированная свалка, расположенная в районе кладбища с. Старокленское Первомайского района Тамбовской области.
Доказательствами, подтверждающими требования административного истца являются копия рапорта помощника прокурора от 29.05.2017, объяснение представителя администрации муниципального образования, фотоматериалы.
Административный истец считает, что несоблюдение администрацией сельсовета санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и загрязнению территории муниципального образования, что в свою очередь может повлечь возникновение опасности распространения инфекционных заболеваний и других, неблагоприятных для граждан последствий, а бездействие и самоустранение администрации от решения вопроса ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие территории муниципального образования, не исключает угрозу распространения биологических отходов, и как следствие, возникновения и распространения заразных заболеваний, нарушение экологического благополучия окружающей среды.
Руководствуясь положениями действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прокурор просит обязать администрацию Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную по вышеуказанному адресу, в срок до 01.09.2017.
В поступившем в суд уточненном административном исковом заявлении прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области по ликвидации несанкционированной свалки по указанному выше адресу.
Представитель административного ответчика по доверенности Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области Сухарев А.Ю. в поступившем в суд заявлении административные исковые требования признает в полном объеме, просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Тамбовской области Шмелева Е.В., действующая в интересах неопределенного круга лиц, доводы административного иска поддержала, просила его удовлетворить.
Заслушав представителя административного истца - помощника прокурора Первомайского района Тамбовской области Шмелеву Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 28.12.2016) предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 вышеназванного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 28.12.2016), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 07.06.2017) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Указанное положение корреспондируется с п. 12 ст. 12 Закона Тамбовской области от 25.02.2017 № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» и п. «а» ч. 1 ст. 7 Закона Тамбовской области от 11.10.2002 № 58-З «О природных ресурсах и природопользовании в Тамбовской области» (в редакции от 23.12.2016).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из представленных материалов дела, на основании указания прокуратуры Тамбовской области прокуратурой Первомайского района Тамбовской области была проведена проверка исполнения администрацией Старокленского сельсовета Тамбовской области действующего законодательства, в ходе которой была выявлена несанкционированная свалка, расположенная в районе кладбища с. Старокленское Первомайского района Тамбовской области, что полностью подтверждается представленными материалами - копией рапорта помощника прокурора от 29.05.2017, объяснением представителя администрации Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области Умрихиной О.И. от 29.05.2017 и фотоматериалами, приложенными к административному исковому заявлению.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Сведений об устранении вышеуказанной несанкционированной свалки к моменту рассмотрения судом настоящего административного искового заявления административным ответчиком в суд не представлено.
Суд приходит к выводу о том, что непринятие административным ответчиком мер по решению вопросов местного значения в части ликвидации несанкционированной свалки, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, а также действующее природоохранное законодательство, которым гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.
С учетом изложенного прокурор обоснованно в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратился в суд с данным административным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты права.
Заявленный административным истцом срок для устранения выявленных нарушений экологического законодательства суд находит отвечающим требованиям разумности и достаточным для исполнения ответчиком возложенной обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области по ликвидации несанкционированной свалки и обязании ликвидировать несанкционированную свалку - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в районе кладбища с. Старокленское Первомайского района Тамбовской области.
Обязать администрацию Старокленского сельсовета Первомайского района Тамбовской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе кладбища с. Старокленское Первомайского района Тамбовской области в срок до 01 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Д.В. Сысоев
Мотивированное решение суда изготовлено 14 июля 2017 года.