Решение по делу № А46-17149/2009 от 13.10.2009

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024, Омск, ул. Учебная, 51, информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru  e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

13 октября 2009 года

№ дела

А46-17149/2009

Арбитражный суд в составе:

судьи  Н.А. Голобородько

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Сумбаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Анисимова Сергея Александровича, город Омск

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска

о признании недействительным решения № 09-28/15545

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Л.Н. Репиной, действующей на основании доверенности от 31.03.2009,

от заинтересованного лица – В.В. Кузнецова, действующего на основании доверенности от 29.01.2009 № 1515,

У С Т А Н О В И Л :

Индивидуальный предприниматель С.А. Анисимов (далее по тексту – предприниматель, налогоплательщик, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска (далее по тексту – Инспекция ФНС России по ЛАО г. Омска, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения № 09-28/15545 о привлечении предпринимателя С.А. Анисимова к ответственности за совершение налогового правонарушения с изменениями, внесенными 23.07.2009 решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (далее по тексту – Управление ФНС России по Омской области) № 16-18/01616з по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя С.А. Анисимова.

В открытом судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005 путем умножения среднего удельного показателя на его площадь является неправильным, поскольку в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и пунктом 1.2 Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» данный расчет применим лишь в отношении вновь образованных земельных участков и в отношении земельных участков, которые претерпели какие-либо изменения. В данном случае, как указал заявитель, спорный земельный участок не является вновь образованным, поскольку поставлен на кадастровый учет 16.11.2005, характеристики земельного участка не изменялись.

Заявитель также указал, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005 являлся объектом кадастровой оценки, проводимой в 2007 году, и для него была определена конкретная кадастровая стоимость в размере 357 214 011 руб. 06 коп., утвержденная 26.11.2008 постановлением Правительства Омской области № 193-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 17 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

Таким образом, как указал заявитель, кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005 в размере 338 967 362 руб. 79 коп., рассчитанная налоговым органом на основании утвержденных постановлением Правительства Омской области № 174-п (в его первоначальной редакции) средних удельных показателей, не может быть применена для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2008 год.

Кроме того, заявитель указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По мнению налогоплательщика, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005 была утверждена в текущем налоговом периоде, поэтому не может быть применена для расчета налоговой базы по земельному налогу в 2008 году.

Полагая, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, предприниматель С.А. Анисимов указал, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005 в размере 357 214 011 руб. 06 коп. были внесены в Государственный земельный кадастр 27.12.2007 незаконно, поскольку на момент внесения кадастровой стоимости в Государственный земельный кадастр, она не была утверждена нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством.

По мнению предпринимателя, нормативная цена земли также не могла быть применена при исчислении налоговой базы по земельному налогу, поскольку нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении нормативной цены земли в городе Омске отсутствует.

Заявитель также указал, что вина в совершении вмененного ему правонарушения отсутствует, поэтому привлечение предпринимателя С.А. Анисимова к ответственности является неправомерным.

В дополнениях к заявлению от 13.10.2009 предприниматель С.А. Анисимов указал, что в компетенцию налогового органа не входит самостоятельное определение налоговой базы по земельному налогу. По мнению заявителя,  произвольное установление налоговой базы по земельному налогу ущемляет права предпринимателя С.А. Анисимова как налогоплательщика.

Налоговый орган представил отзыв на заявление и дополнения к нему, в удовлетворении требований предпринимателя С.А. Анисимова просил отказать.

Возражая против заявленных требований, налоговый орган указал, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции от 19.12.2007) была утверждена стоимость 1 кв.м земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

По мнению налогового органа, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции от 19.12.2007) осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.

Таким образом, как указал налоговый орган, результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного земельного участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области 19.12.2007, то есть до начала налогового периода 2008 года, поэтому предприниматель С.А. Анисимов, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, имел реальную возможность определить налоговые обязательства, исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» и постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 175-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области».

По мнению налогового органа, то обстоятельство, что в ноябре 2008 года в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» были внесены изменения, не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена на 01.01.2008 с учетом, в том числе того, что приложение № 2 к постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», утвержденное в ноябре 2008 года, является прямым следствием приложения № 1 постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», утвержденного в декабре 2007 года.

Налоговый орган также указал, что предприниматель С.А. Анисимов не представил доказательств того, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» было признано несоответствующим действующему законодательству полностью либо в части как на момент вынесения обжалуемого решения, так и в ходе судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил, что Инспекцией ФНСР России по ЛАО г. Омска в отношении представленной предпринимателем С.А. Анисимовым налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год была проведена камеральная налоговая проверка.

В ходе проверки было установлено, что налогоплательщиком в налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год в разделе 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога» отражена кадастровая стоимость в размере 00 руб.; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, равна 00 руб.

Однако, как указал налоговый орган, сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области государственная кадастровая оценка земли по адресу: город Омск, улица 1-я Красной Звезды, дом 61 за 2008 год составила 357 214 011 руб.

Таким образом, как указал налоговый орган, налоговая база по земельному налогу за 2008 год составила 200 039 846 руб. (кадастровая стоимость земельного участка (357 214 011 руб.) х долю (56/100) х К2=1(количество полных месяцев 12); налоговая ставка 1,5%; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 3 000 598 руб.

По результатам проверки составлен акт от 29.04.2009 № 10648 и принято решение № 09-28/15545 от 11.06.2009 о привлечении предпринимателя С.А. Анисимова к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 600 119 руб. 60 коп. Кроме того, названным решением предпринимателю С.А. Анисимову начислены пени за неуплату земельного налога в сумме 155 070 руб. 90 коп., а также предложено уплатить 3 000 598 руб. недоимки по земельному налогу за 2008 год.

Не согласившись с принятым решением, предприниматель С.А. Анисимов обратился в Управление ФНС России по Омской области с апелляционной жалобой, в которой просил решение Инспекции ФНС России по ЛАО г. Омска отменить, производство по делу прекратить.

Решением Управления ФНС России по Омской области от 23.07.2009 № 16-18/01616з решение Инспекции ФНС России по ЛАО г. Омска от 11.06.2009 № 09-28/15545 было изменено, а именно: сумма штрафа составила 569 465 руб., размер недоимки по земельному налогу за 2008 год составил 2 847 325 руб. 85 коп.

Управление ФНС России по Омской области, изменяя решение Инспекции ФНС России по ЛАО г. Омска, исходила из того, что кадастровую стоимость, которая учитывается при исчислении налоговой базы по земельному налогу, следовало определять путем умножения площади земельного участка на средний удельный показатель, установленный постановлением  Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36». По данным Управления ФНС России данная величина составила 338 967 362 руб. 79 коп.

Полагая, что решение Инспекции ФНС России по ЛАО г. Омска № 09-28/15545 с изменениями, внесенными 23.07.2009 решением Управления ФНС России по Омской области № 16-18/01616з, не ответствует законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя С.А. Анисимова, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Требования предпринимателя С.А. Анисимова подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, предприниматель С.А. Анисимов является плательщиком земельного налога, объектом которого в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Порядок определения налоговой базы, а также особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности регламентирован статьями 391, 392 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При этом налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (пункт 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации).

Размер налоговой ставки, применяемой для исчисления земельного налога в городе Омске, установлен Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска» и составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что предпринимателю С.А. Анисимову на основании договора купли-продажи земельного участка № 1643/2007 от 13.11.2007 (свидетельство о государственной регистрации права 55АВ № 668498) на праве общей собственности (14/25 долей) принадлежит земельный участок площадью 96 753 кв.м с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005, расположенным на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 1-этажного здания и строения по адресу: город Омск, улица 1-я Красной Звезды, дом 61.

Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта от 02.04.2009 № 5536/207/09-2072 следует, что кадастровая стоимость принадлежащего предпринимателю С.А. Анисимову земельного участка, составляет 357 214 011 руб. 06 коп.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая то обстоятельство, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих незаконность действий органов государственной власти по внесению сведений о кадастровой стоимости в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости), а также не представлено доказательств, подтверждающих признание недействующим нормативного правового акта (полностью или в части), на основании которого данные сведения внесены в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости), суд находит выводы Инспекции ФНС России по ЛАО г. Омска, изложенные в решении  от 11.06.2009 № 09-28/15545, относительно размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005, налоговой базы, налоговой ставки и налога, подлежащего уплате, основанными на правильном применении норм действующего законодательства.

Вместе с тем из материалов дела следует, что решение Инспекции ФНС России по ЛАО г. Омска от 11.06.2009 № 09-28/15545 по апелляционной жалобе предпринимателя С.А. Анисимова Управлением ФНС России по Омской области было изменено. По мнению Управления ФНС России по Омской области, кадастровую стоимость по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005 следовало исчислять путем умножения площади земельного участка на средний удельный показатель кадастровой стоимости, установленный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (96 753 кв.м х 3 503 руб. 43 коп.).

Суд находит выводы Управления ФНС России по Омской области основанными на ошибочном применении норм действующего законодательства по следующим основаниям.

Выше было указано, что налогоплательщики при исчислении земельного налога используют сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации было вынесено Постановление от 08.04.2000 № 316, утвердившее Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 1 названных Правил, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В силу пункта 4 названных Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8 Правил).

Пунктом 10 вышеуказанных Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно положениям пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением  категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Во исполнение названных выше Правил Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Исходя из положений раздела 2 Методических указаний, кадастровая стоимость земельных участков определяется путем умножения значений удельных показателей кадастровой стоимости земель на площадь земельных участков.

Анализ указанных выше норм позволяет суду сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка путем умножения значений удельных показателей кадастровой стоимости земель на площадь земельных участков возможно лишь в отношении вновь образованных земельных участков, то есть земельных участков, поставленных на кадастровый учет после проведения государственной кадастровой оценки (в рассматриваемом случае после 01.01.2007), а также в отношении земельных участков, которые претерпели какие-либо изменения площади, вида разрешенного использования, категории земель.

В ходе судебного разбирательства судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005 был поставлен на кадастровый учет 16.11.2005, следовательно, не является вновь образованным, характеристики земельного участка не изменялись.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд соглашается с доводами заявителя относительно того, что кадастровая стоимость в размере 338 967 362 руб. 79 коп. в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005, рассчитанная путем умножения значений среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», на площадь земельного участка не может быть применена для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2008 год.

Таким образом, основания для доначисления предпринимателю С.А. Анисимову земельного налога за 2008 года, начисления пени за его неуплату, а также основания для привлечения предпринимателя С.А. Анисимова к ответственности у налогового органа отсутствовали.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку решение Инспекции ФНС России по ЛАО г. Омска  № 09-28/15545 о привлечении предпринимателя С.А. Анисимова к ответственности за совершение налогового правонарушения с изменениями, внесенными 23.07.2009 решением Управления ФНС России по Омской области № 16-18/01616з по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя С.А. Анисимова не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, требования предпринимателя С.А. Анисимова являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку требования предпринимателя С.А. Анисимова удовлетворены в полном объеме, с Инспекции ФНС России по ЛАО г. Омска в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Требования предпринимателя Анисимова Сергея Александровича удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска № 09-28/15545 о привлечении предпринимателя Анисимова Сергея Александровича к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения с изменениями, внесенными 23.07.2009 решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области № 16-18/01616з по апелляционной жалобе предпринимателя Анисимова Сергея Александровича, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска, расположенной по адресу: город Омск, ул. Крылова, дом 2 «А», ИНН 5505037107, в пользу предпринимателя Анисимова Сергея Александровича 03.02.1982 года рождения, уроженца города Омска, проживающего по адресу: город Омск, улица Чайковского, дом 6, квартира 43, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 23.12.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 305550535700020, ИНН 550510081436 расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб. 00 коп.

Решение в части признания недействительным ненормативного акта налогового органа подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                  Н.А. Голобородько

А46-17149/2009

Категория:
Другие
Статус:
Признать недействительным ненормативный правовой акт, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.2 ст.201 АПК РФ)
Ответчики
Анисимов Сергей Александрович
Суд
АС Омской области
Судья
Голобородько Н. А.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее