Дело № 2- 12/2015
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
15 января 2015 г. с. Смоленское
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,
при секретаре Фефеловой Н.И.,
с участием прокурора Гудковой А.П.,
истца Волынкина С.Д.,
представителей ответчиков: Администрации <адрес> района - Попова О.Г., Управления социальной защиты населения по <адрес>- Часовских А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Волынкина С.Д. к Администрации <адрес> района Алтайского края, Администрации <адрес> сельсовета <адрес> района Алтайского края, Администрации Алтайского края о признании получившим вред здоровью в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае-июне 2014 г., произошедшего на территории <адрес> района Алтайского края,
у с т а н о в и л :
Волынкин С.Д. обратился в суд с настоящим иском, указывая, что он проживает и зарегистрирован по <адрес> <адрес>. В период паводка в мае-июне 2014 г. его домовладение было затоплено. В результате паводка он получил вред здоровью (заболевание - пневмония). Для получения бюджетных ассигнований он обратился в Администрацию <адрес> сельсовета <адрес> района Алтайского края, однако ему было отказано. В связи с чем, он вынужден обратиться в суд с иском. Просил обязать Администрацию <адрес> района, Администрацию <адрес> сельсовета признать его получившим вред здоровью в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае-июне 2014 г., произошедшего на территории <адрес> района Алтайского края и обязать их обратиться в исполнительный орган субъекта РФ в целях включения его в список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае-июне 2014 г., произошедшего на территории <адрес> района Алтайского края; обязать Администрацию Алтайского края включить его в список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае-июне 2014 г., произошедшего на территории <адрес> района Алтайского края.
Протокольным определением Смоленского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты населения по <адрес> и в качестве третьего лица Главалтайсоцзащита.
Протокольным определением Смоленского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
В судебном заседании истец Волынкин С.Д. поддержал заявленные требования, ссылалась на те же доводы, что изложены в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что в мае-июне 2014 г., точную дату он не помнит, пошла вода, он не предполагал, что подъем воды будет такой сильный. Вода затопила территорию и вошла в дом на высоту 80 см. Этот подъем воды происходил в течение дня. Мебель, холодильники и другое имущество пришлось поднимать. Он предпринимал меры, одевался, у него были резиновые сапоги, но они оказались дырявые, и он намочил ноги. В результате на следующий день у него поднялась температура, он не предал этому значения. Дом у него двухуровневый и он находился на втором этаже. Три дня он лежал, не смог сбить температуру, пришлось вызывать скорую, Врач осмотрела его и сказала, что нужна госпитализация, он поехал на своей машине. В больнице сделали флюорографию и сказали, что пневмония, положили на лечение, где он находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Представитель ответчика Администрации <адрес> сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в телефонограмме, поступившей в адрес суда, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Участвуя в предварительном судебном заседании, представитель Администрации <адрес> сельсовета Ю. иск не признала и суду поясняла, что дом Волынкина действительно находился в зоне подтопления, они ждали этого подтопления. В ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ был резкий подъем воды, их предупреждали заранее, просили эвакуироваться, но они не захотели бросать имущество. Полагает, что могли эвакуироваться и раньше. Е. начальник МЧС по <адрес> вел переговоры по поводу эвакуации. Вода начала прибывать за два дня до произошедшего. Когда он обратился с заявлением о выплате, ему было отказано, и посоветовали обратиться в соц.защиту.
Представитель ответчика: Администрации <адрес> района Попов О.Г. в судебном заседании не согласился с доводами истца, пояснив, что сам факт заболевания и факт затопления не вызывают сомнения, но необходимо установить причинно-следственную связь между стихийным бедствием и заболеванием, а также необходимо определить степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Полагал иск не подлежащим удовлетворению.
Представитель Управления социальной защиты населения по <адрес> Часовских А.С. в судебном заседании также выразил не согласие с заявленным иском, поскольку не доказана причинно-следственная связь между возникшим заболеванием и наводнением, а также не определена степень тяжести этого вреда. Кроме того, никакими нормативными актами на их Управление не возложена обязанность по выплате пособий гражданам в связи с причинением вреда здоровью в результате чрезвычайных происшествий. Другие выплаты истец получил в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В письменном отзыве на иск высказал несогласие с заявленным иском по причине отсутствия правовых оснований для внесения истца в списки граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае-июне 2014 г., произошедшего на территории <адрес>, отсутствием доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между произошедшим событием и причинением вреда здоровью, а также отсутствием документов, подтверждающих степень тяжести причиненного вреда.
Представители третьих лиц - Главалтайсоцзащиты и ГУ АК по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
В письменном отзыве на иск представитель Главалтайсоцзащиты указал на необоснованность заявленных исковых требований в связи с тем, что Алтайскому краю не выделялись бюджетные ассигнования для выплаты единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью. Постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2014 г. № 270 «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 г.» также не предусмотрено выплат единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью. Кроме того, истцом не представлено никаких доказательств наличия причинно-следственной связи между возникновением чрезвычайной ситуации и возникновением его болезни. Просил в иске отказать.
В соответствии с ч. 3, ч. 4, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц.
Выслушав пояснения явившихся сторон, огласив показания свидетелей, допрошенных в предыдущем судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Гудковой А.П., полагавшей, что иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Эти же положения закреплены в ч. 1 ст. 25 Закона Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС «О защите населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 г. № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно абзацу четвертому подпункта «е» пункта 2 указанных Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: выплату единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).
В соответствии с п.п. «е» п. 11 данных Правил, для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются следующие документы: по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил: заявление о выплате единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, согласно приложению N 14; список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью, согласно приложению N 16.
В соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 г. № 994-р и от 11.08.2014 г. № 1505-р Администрации Алтайского края выделены бюджетные ассигнования из резервного фонда до 154212 тыс. рублей для обеспечения следующих мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 г. на территории Алтайского края: на выплату единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации (2000 тыс. руб.); на выплату единовременного пособия на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации (12 тыс. руб.); на оказание гражданам единовременной материальной помощи (до 196180 тыс. руб.); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости (до 653900 тыс. руб.); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости (до 654000 тыс. руб.); на развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (до 39120 руб.).
В целях реализации вышеуказанных распоряжений Правительства Российской Федерации Администрацией Алтайского края было принято постановление № 270 от 10.06.2014 г. «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 г.», которым был утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 г. Пунктом 1.1 указанного Порядка предусмотрены следующие единовременные выплаты гражданам: на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека); на выплату единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации.
Исходя из анализа данных нормативно-правовых актов, следует, что региональное законодательство не предусматривает порядок выплаты единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью.
Согласно приложению № 14 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 г. № 110 предусмотрена форма заявления, подаваемого гражданином на имя главы местной администрации с просьбой о выплате единовременного пособия в связи с получением им вреда здоровью (тяжкого, средней тяжести или легкого) в результате чрезвычайной ситуации.
На основании указанных заявлений формируется список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с приложением № 16 к указанному Постановлению Правительства РФ, согласно которому, в списке должны быть указаны фамилия, имя, отчество гражданина, год его рождения, адрес места жительства, сведения о документе, удостоверяющем личность, дата и номер медицинского заключения (судебно-медицинского заключения), определяющего степень тяжести вреда здоровью.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец Волынкин С.Д. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживает по адресу: <адрес> (л.д. 7, 24).
Судом также установлено, что Волынкин С.Д. на момент дождевого паводка в мае-июне 2014 года, постоянно проживал по адресу: <адрес>.
Как следует из справки Администрации <адрес> сельсовета от 16.10. 2014 года на л.д. 46, дом по адресу: <адрес> попал в зону подтопления в период дождевого паводка в мае-июне 2014 года.
Согласно справки ВК № 205, выданной КГБУЗ <адрес> на л.д. 10, Волынкин С.Д. находился на стационарном лечении в т/о ЦРБ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом внебольничная пневмония. Это же подтверждается и картой стационарного больного, обозреваемой в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ Волынкин С.Д. обратился с заявлением к главе местной администрации с просьбой о выплате ему единовременного пособия в связи с получением им вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации. В удовлетворении данного заявления ему было отказано, в виду отсутствия оснований, что следует из резолюции на указанном заявлении (л.д. 8).
Как следует пояснениям истца, указанное заболевание возникло у него в результате того, что дом находился в зоне затопления, он вынужден был спасать имущество, поднимая мебель и бытовую технику с первого этажа на второй, в процессе чего намочил ноги, на следующий день у него поднялась температура, а через три дня он был госпитализирован в Смоленскую ЦРБ, где находился на лечении. Указанные обстоятельства также были подтверждены пояснениями свидетелей К.,Б. и Е. допрошенных в судебном заседании.
Согласно заключению экспертов № № от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 70-76 следует, что у Волынкина С.Д. имело место заболевание «Внебольничная пневмония в нижней доле слева, обычной тяжести», по поводу которой он проходил лечение в КГБУЗ <адрес> в период с 06 по ДД.ММ.ГГГГ Точно установить давность возникновения заболевания у Волынкина С.Д. по имеющимся медицинским данным, не представляется возможным, однако, по мнению экспертной комиссии данное заболевание могло возникнуть за несколько дней до госпитализации Волынкина С.Д. в КГБУЗ <адрес>
«Внебольничная пневмония» - это острое инфекционное заболевание, возникающее во внебольничных условиях и вызываемое патогенными микроорганизмами (бактерии, вирусы). Таким образом, имевшие место события в виде затопления домовладения Волынкина С.Д. в мае-июне 2014 г. не могли явиться причиной развития у него инфекционного заболевания в виде «внебольничной пневмонии». Однако, экспертная комиссия не исключает, что такие неблагоприятные факторы, как стресс, переохлаждение, могли способствовать снижению иммунитета у Волынкина С.Д. и явиться провоцирующим фактором для развития инфекционного заболевания - «пневмонии».
Согласно пункту 24 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № н, ухудшение состояния здоровья человека, вызванное характером и тяжестью заболевания, не рассматривается как причинение вреда здоровью.
В связи с этим, имевшееся у Волынкина С.Д. заболевание «внебольничная пневмония» не подлежит судебно-медицинской оценке по определению тяжести вреда здоровью.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждение факт того, что истцу был причинен вред здоровью в результате действий чрезвычайного характера - паводка в мае - июне 2014 г., произошедшего на территории <адрес> района Алтайского края, поскольку, согласно заключению экспертов, имевшие место события в виде затопления домовладения Волынкина С.Д. в мае-июне 2014 г. не могли явиться причиной развития у него инфекционного заболевания в виде «внебольничной пневмонии». А перенесенное им заболевание не подлежит судебно-медицинской оценке по определению тяжести вреда здоровью.
В связи с чем, требования истца об обязании ответчиков признать его получившим вред здоровью в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае - июне 2014 г., произошедшего на территории <адрес> района Алтайского края, удовлетворению не подлежат, также как и, требования об обязании ответчиков обратиться в исполнительный орган субъекта РФ в целях включения его в список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае - июне 2014 г., произошедшего на территории <адрес> района Алтайского края и обязании Администрации Алтайского края включить его в указанный список.
В связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не подлежат возмещению в его пользу расходы, понесенные им на производство судебно-медицинской экспертизы.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований, заявленных Волынкиным С.Д., отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться в суде 19 января 2015 г.
Судья В.Д. Прохорова