Материал 12-17/15
Р Е Ш Е Н И Е
с.Ижма 16 июля 2015 года
Судья Ижемского районного суда Республики Коми Пестриков В.В.,
при секретаре Артеевой В.Г.
рассмотрев материалы по жалобе администрации муниципального района «Ижемский» на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Ижемскому району от 04.06.2015 года по которому: юридическое лицо администрация муниципального района «Ижемский» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300.000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
По постановлению начальника ОГИБДД ОМВД России по Ижемскому району от 04.06.2015 года юридическое лицо администрация муниципального района «Ижемский» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300.000 рублей, в связи с тем, что 06.05.2015 года, в 14 часов 15 минут, администрация МР «Ижемский», являясь ответственным лицом за содержание в безопасном для дорожного движения состояния улично-дорожной сети в с.Ижма, не обеспечила безопасность дорожного движения на участке автодороги с.Ижма ул.Чупрова напротив дома № 90, а именно: на указанном участке автодороги отсутствуют тротуары для движения пешеходов и искусственное освещение.
Не согласившись с назначенным наказанием, администрация МР «Ижемский» обратилась с жалобой в суд, в которой просит вынесенное постановление отменить и прекратить производство по делу, указав, что на основании письма Дорожного Агентства Республики Коми от 30.09.2014 года № 09/6243 администрацией МР «Ижемский» в адрес сельских поселений был направлен запрос о необходимости передачи в собственность района автомобильных дорог, находящихся в собственности сельских поселений, для дальнейшей организации работы на уровне района. На данное письмо администрацией сельского поселения «Ижма» представлено Решение Совета сельского поселения «Ижма» № 3-20/6 от 24.10.2014 года, согласно которого такой объект как «ул.Чупрова с.Ижма» не включен. Из собственности сельского поселения «Ижма» в собственность муниципального района «Ижемский» был передан только один объект, автомобильная дорога «ул.Молодежная с.Ижма» протяженностью 1,1 км. и администрация МР «Ижемский» может нести бремя содержания только в отношении переданной дороги; постановлением администрации сельского поселения «Ижма» № 7 от 04.03.2015 года утверждена муниципальная программа «Благоустройство территории сельского поселения «Ижма» на 2015-2017 годы», в перечне программных мероприятий которой, указана информация о наименовании мероприятий, сроках их реализации и объектах финансирования; с января 2015 года администрация сельского поселения «Ижма» ежемесячно заключает договора с ИМУП «ДЭУ» на выполнение работ по обслуживанию улиц и переулков, дорог сельского поселения «Ижма» на основании реестра улично-дорожной сети сельского поселения «Ижма», утвержденного постановлением администрации № 60 от 30.12.2011 года; в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года (в редакции от 14.10.2014 г.) «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного значения поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; администрация МР «Ижемский» не является собственником объекта, не несет бремя содержания объекта и не является субъектом административного правонарушения.
Входе рассмотрении жалобы представитель администрации МР «Ижемский» Канева А.В. доводы жалобы поддержала и по указанным в жалобе основаниям, просит постановление отменить и прекратить производство по делу. В случае если суд согласится с вынесенным постановлением исходя из имущественного положения, просит применить пункт 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и снизить назначенный штраф.
Представитель ГИБДД ОМВД России по Ижемскому району Курков А.М. с жалобой не согласен, просит оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, пояснив, что администрация МР «Ижемский» является субъектом данного административного правонарушения и привлечена к административной ответственности законно и обоснованно. В месте, где произошло ДТП отсутствовали тротуары с обоих сторон, что угрожало безопасности дорожного движения, а отсутствие уличного освещения может угрожать безопасности дорожного движения в будущем. О применении положений пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и снижении штрафа не возражает.
В силу положений ст.30.6 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Заслушав представителя администрации МР «Ижемский» Каневу А.В., представителя ОГИБДД ОМВД России по Ижемскому району Куркова А.М. и исследовав материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
При этом в силу части 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, пешеходные дорожки и тротуары.
Пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
В силу пункта 4.6.3 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Вместе с тем, в нарушение требований ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» администрацией МР «Ижемский» к полномочиям которой относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения не соблюдаются требования по обеспечению безопасности дорожного движения в содержании дорог и на автомобильной дороге на ул.Чупрова напротив дома № 90 отсутствуют тротуары для движения пешеходов и в нарушение 4.6.3 ГОСТа Р 50597-93 искусственное уличное освещение, что угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.26.2 КОАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, либо орган в производстве которого находится административное дело, устанавливают наличие или отсутствие событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КОАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения администрацией МР «Ижемский» административного правонарушения подтверждается:
-Актом выявленных недостатков в содержании дорог от 06.05.2015 года, согласно которого на участке автодороги с.Ижма, ул.Чупрова напротив дома № 90 отсутствуют тротуары и уличное освещение.
-Должностной инструкцией руководителя администрации МР «Ижемский»;
-Протоколом об административном правонарушении;
-Письменным объяснением свидетеля Истомина И.Н. - главы сельского поселения «Ижма», из которого следует, что администрация сельского поселения «Ижма» не занимается дорожной деятельностью в отношении дорог местного значения. Данные полномочия с 01.01.2015 года перешли на уровень муниципальных районов (Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). С 01.01.2015 года по 30.04.2015 года администрация обслуживала улицы и переулки сельского поселения «Ижма» в рамках Благоустройства. Администрация сельского поселения «Ижма» выполнила решение Ижемского районного суда и издала постановление № 9 от 25.03.2015 года «Об утверждении дорог общего пользования местного значения муниципального образования сельского поселения «Ижма» и об этом постановлении уведомлена администрация муниципального района с целью выполнения своих полномочий в области дорожной деятельности. На участке где произошло ДТП отсутствуют тротуары. Он так же допускает, что освещение, где произошло ДТП недостаточное.
-Постановлением главы администрации сельского поселения «Ижма» № 9 от 25.03.2015 года;
-Постановлением о возбуждении уголовного дела из которого следует, что водитель автомобиля КАМАЗ, государственный регистрационный знак В 328 НН 11 06.05.2015 года около 13 часов 20 минут совершил наезд на несовершеннолетнего пешехода, которая шла по обочине дороги напротив дома № 90 по ул.Чупрова с.Ижма;
-Протоколом осмотра места происшествия, из которого следует, что местом происшествия является участок автодороги на против дома № 90 по ул.Чупрова с.Ижма. Указанный участок автодороги по улице Чупрова проходит с юга, со стороны здания Ижемской средней школы, на север. На осматриваемом участке дороги асфальтно бетонное покрытие. Ширина бетонного покрытия 5 метров. На момент осмотра под колесами автомобиля находится труп девушки;
-Фототаблицей, из которой видно, что тротуары вдоль проезжей части в месте ДТП отсутствуют;
-Договорами на выполнение работ по содержанию улиц и переулков сельского поселения «Ижма» от 07.04.2015 года и 18.05.2015 года, заключенными между администрацией сельского поселения «Ижма» и ИМУП «ДЭУ» в рамках программы «Благоустройство», из которых следует, что данными договорами ИМУП «ДЭУ» принимает на себя обязательство только по выполнению работ по обслуживанию улиц и переулков сельского поселения «Ижма» и не предусмотрено обязательство по содержанию и обслуживанию дорог;
-Другими материалами дела.
Таким образом, поскольку администрацией МР «Ижемский» были нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, что угрожало безопасности дорожного движения, так как место где произошло ДТП находится в районе Ижемской средней общеобразовательной школы, где часто ходят дети, вынужденные ходить вдоль обочины дороги в виду отсутствия вдоль проезжей части тротуаров, что привело к трагедии, в результате которой под колесами автомобиля погибла ученица 10 класса, в действиях администрации МР «Ижемский» содержится состав административного правонарушения предусмотренный ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица не имеется.
Доводы представителя администрации МР «Ижемский», что участок дороги по ул.Чупрова с.Ижма в собственность муниципального района «Ижемский» не передавался и по указанным основаниям администрация МР «Ижемский» не является субъектом административного правонарушения, не могут быть признаны обоснованными, поскольку:
В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01.01.2015 года являются вопросами местного значения муниципальных районов, что так же закреплено в пункте 2 части 4 статьи 8 Устава муниципального образования муниципального района «Ижемский» (в редакции от 10.03.2015 года) согласно которого дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района «Ижемский».
Доказательств, что указанные полномочия переданы сельскому поселению «Ижма» суду представлено не было и не оспаривается при рассмотрении жалобы представителем администрации МР «Ижемский», из пояснения которого следует, что полномочия в области дорожной деятельности администрацией МР «Ижемский» сельскому поселения «Ижма» не передавались.
При указанных обстоятельствах суд считает, что надлежащим субъектом данного административного правонарушения является администрация МР «Ижемский».
Ссылки представителя администрации МР «Ижемский», что в соответствии с постановлением главы сельского поселения «Ижма» № 9 от 25.03.2015 года улица Чупрова в с.Ижма является дорогой общего пользования местного значения сельского поселения «Ижма» не могут повлиять на принятое судом решение, так как в рамках установленных Федеральным законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» полномочий и Устава муниципального района «Ижемский», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям муниципальных районов, а участок где произошло ДТП, исходя из положений Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», фактически является автомобильной дорогой. Представленные суду договора на выполнение работ по содержанию улиц и переулков сельского поселения «Ижма» от 07.04.2015 года и 18.05.2015 года не являются договорами по обслуживанию дорог, а договора по содержанию улиц и переулков сельского поселения «Ижма», заключенными администрацией сельского поселения «Ижма» с целью содержания улиц и переулков сельского поселения «Ижма» в рамках имеющейся в сельском поселении программы «Благоустройство территории сельского поселения «Ижма» на 2015-2017 годы».
Таким образом, по изложенным доводам и наличии состава административного правонарушения предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, оснований для отмены вынесенного постановления не имеется.
Поводом к возбуждению административного дела явилось непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол по делу об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что соответствует требованиям ст.28.1 ч.1 КОАП РФ.
Материал по делу об административном правонарушении был рассмотрен уполномоченным на то должностным лицом, в установленные законом сроки привлечения к административной ответственности.
Копия протокола и постановления вручены.
Действия администрации МР «Ижемскимй» по ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях квалифицированы правильно.
Наказание назначено в пределах санкции за данное правонарушение.
Вместе с тем, исходя из имущественного и финансового положения юридического лица, суд находит возможным вынесенное постановление изменить и применить в отношении администрации МР «Ижемский» положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание финансовое и имущественное положение юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, учитывая, что назначение администрации МР «Ижемский» административного штрафа, в пределах санкции статьи в размере 300.000 рублей не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - защите законных экономических интересов юридических лиц и граждан, установленным в статье 1.2 КоАП РФ, а также критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения и имущественному и финансовому положению, нахожу, что назначенный администрации МР «Ижемский» штраф в размере 300.000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, а именно до 150.000 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Руководствуясь ст.30.7, 30.8, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника ГИБДД ОМВД России по Ижемскому району от 04.06.2015 года изменить, применить при назначении наказания положения пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и снизить назначенный по постановлению начальника ГИБДД ОМВД России по Ижемскому району от 04.06.2015 года о назначении администрации муниципального района «Ижемский» по ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф до 150.000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток с момента получения или вручения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков