Дело № 2а-1564/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2017 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре ФИО3,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Главы г.Перми ФИО4, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным бездействия Главы города Перми,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главе города Перми ФИО8 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о внесении изменений в постановление администрации г.Перми об утверждении персонального состава Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми (далее по тексту –Комиссия) и не утверждении новых членов комиссии из списка кандидатов, выбранных на заседании Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что в соответствии с Постановлением администрации г.Перми от ФИО31 года № ФИО11 он много лет является членом Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми. В <данные изъяты> году истекал очередной трехлетний срок полномочий члена Комиссии, его кандидатура была в очередной раз выдвинута общественной организацией Пермская гражданская палата на новый срок. Однако по результатам голосования на заседании Комиссии ДД.ММ.ГГГГ кандидатура истца не выключена в список кандидатов, из числа которых Глава города Перми должен утвердить новых членов Комиссии. Процедура выборов членов Комиссии от общественности установлена частью 6 статьи 9 Правил землепользования и застройки города Перми, в соответствии с которой Глава города Перми должен утвердить новых членов Комиссии в двухнедельный срок со дня составления списка новых кандидатов в члены Комиссии.. До настоящего времени список новых членов комиссии, выбранных на заседании Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми ДД.ММ.ГГГГ Главой города Перми не утвержден, что нарушает права и законные интересы истца. Неисполнение Главой города Перми обязанности по утверждению новых членов комиссии из списка кандидатов, выбранных на заседании Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми ДД.ММ.ГГГГ создает для истца ситуацию неопределенности, поскольку он вынужден еженедельно присутствовать на заседании Комиссии, что не позволяет в полной мере планировать личное время, а также препятствует в защите проектов по влиянию на градостроительную политику города Перми, поскольку в любое время полномочия члена Комиссии могут быть прекращены. Просит устранить нарушение прав путем возложения на Главу города Перми обязанность утвердить новых членов Комиссии в соответствии и в порядке, установленном ст. 9 Правил землепользования и застройки территории города Перми (л.д. 3-4, 26).
Судом к участию в деле в соответствии с ч. 2 ст. 221 КАС РФ привлечено Муниципальное образование «город Пермь» в лице Администрации г.Перми.
Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель ответчика – Главы города Перми в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 15-18), из содержания которого следует, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям. На территории города Перми в целях обеспечения эффективности градостроительного процесса создан постоянно действующий консультативный орган при главе администрации г.Перми – Комиссия по землепользованию и застройке города Перми. Деятельность Комиссии регламентирована Положением о Комиссии, утвержденным Постановлением администрации г.Перми от ФИО32 года № ФИО12. Административный истец, согласно указанному постановлению является членом Комиссии от общественности с ФИО22 года. На очередные три года истец включен в список кандидатов в члены Комиссии на заседании, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, срок его полномочий истекал в ФИО10 года. Ответчик не оспаривает, что на заседании Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не включен в список кандидатов в члены Комиссии на последующие три года. Также ответчик не оспаривает то обстоятельство, что на день рассмотрения дела судом Главой города Перми не принято решение о внесении изменений в постановление администрации города Перми об утверждении персонального состава Комиссии исходя из кандидатур, предложенных Комиссией в указанном списке. Вместе с тем, по мнению ответчика, указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, повлекшее нарушение прав административного истца. В связи с чем, просит в удовлетворении иска отказать.
Административный ответчик – Администрация г.Перми представителя в судебное заседание не направила, ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнение по иску не представил.
Учитывая доводы, изложенные в заявлении, проанализировав возражения ответчиков, мнение заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
В судебном заседании установлено, что Решением Пермской городской Думы от 25.11.2008 N 385 "О рекомендации по включению в состав комиссии по землепользованию и застройке города Перми лиц, представляющих общественные интересы и частные интересы физических и юридических лиц, общественных объединений и коммерческих организаций" а администрации города Перми рекомендовано включить в состав комиссии по землепользованию и застройке города Перми лиц, представляющих общественные интересы и частные интересы физических и юридических лиц, общественных объединений и коммерческих организаций:
ФИО1, исполнительного директора Пермской общественной организации "Общество развития предпринимательских инициатив".
Этим же решением администрации города Перми рекомендовано привести правовые акты в соответствие с настоящим решением (л.д. 13).
Как следует из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в повестку дня включен вопрос по обсуждению списка кандидатов в члены Комиссии по землепользованию и застройке города Перми (взамен выбывающих по истечению срока полномочий). При обсуждении списка кандидатов в члены Комиссии по землепользованию и застройке города Перми не присутствовали выдвинутые вновь кандидаты ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1 По результатам голосования в список кандидатов в члены Комиссии от общественности административный истец ФИО1 не включен.
Однако судом установлено, что период спорных правоотношений (с <данные изъяты> года в состав комиссии по землепользованию и застройке города Перми, утвержденный Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ ФИО24 г. N ФИО13 внесены изменения Постановлением Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 14) и Постановлением Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из содержания вышеназванных Постановлений администрации г.Перми в отношении административного истца ФИО1 изменения в состав комиссии по землепользованию и застройке города Перми, утвержденный Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ ФИО25 г. N ФИО14 не внесены.
Истец утверждает и ответчик указанное обстоятельство не оспаривает, что на день рассмотрения дела судом Главой города Перми не принято решение о внесении изменений в постановление администрации г.Перми об утверждении персонального состава Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми от общественности и не утверждении новых членов комиссии из списка кандидатов от общественности, выбранных на заседании Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает установленным то обстоятельство, что, несмотря на утверждение на заседании Комиссии списка кандидатов от общественности в члены Комиссии по землепользованию и застройке города Перми (взамен выбывающих по истечению срока полномочий), в который не включен административный истец ФИО1 до настоящего времени Постановлением администрации г.Перми в отношении административного истца ФИО1 изменения в состав комиссии по землепользованию и застройке города Перми, утвержденный Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ ФИО26 г. N ФИО15 не внесены.
Вместе с тем, установленные судом обстоятельства не являются безусловным основанием для удовлетворения административного иска, поскольку суд приходит к следующим выводам.
На территории города Перми Правила землепользования и застройки города Перми утверждены Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 143 (далее по тексту – Правила).
В соответствии со ст. 9 Правил, Комиссия по землепользованию и застройке города Перми является постоянно действующим консультативным органом при Главе города Перми и формируется для обеспечения реализации настоящих Правил. Состав Комиссии утверждается постановлением администрации города Перми. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящими Правилами, а также положением о Комиссии, регламентом Комиссии, утверждаемыми Главой города Перми (ч. 1).
Комиссия:
- обеспечивает рассмотрение проектов предложений о внесении изменений в настоящие Правила на этапе, предшествующем проведению публичных слушаний, а также в случае внесения изменений без проведения публичных слушаний;
- проводит публичные слушания в случаях и порядке, определенных главой 8 настоящих Правил;
- подготавливает Главе города Перми заключения по результатам публичных слушаний;
- представляет Главе города Перми предложения по досудебному урегулированию споров в связи с обращениями физических и юридических лиц по поводу решений администрации города Перми по вопросам землепользования и застройки;
- организует подготовку проектов нормативных правовых актов, иных документов, связанных с реализацией и применением настоящих Правил (ч. 2).
Как закреплено в ч. 6, не менее одной трети от общего состава Комиссии, но не более семи человек составляют представляющие общественные и профессиональные интересы члены Комиссии, выбранные из выдвинутых некоммерческими организациями города Перми кандидатур (далее - члены Комиссии от общественности). Срок полномочий члена Комиссии от общественности составляет 3 года, его полномочия прекращаются досрочно.
Правом выдвигать кандидатуры в члены Комиссии обладают некоммерческие организации, имеющие юридический адрес в городе Перми. От одной некоммерческой организации может быть выдвинут один кандидат, который не должен занимать должность государственной или муниципальной службы. К документу о выдвижении прилагается биографическая справка кандидата с указанием сведений о квалификации (профессиональные знания, опыт, достижения).
Документы о выдвижении кандидатов принимаются Комиссией в течение месяца: в случае очередных выборов - с 1 сентября по 1 октября, а в случае внеочередных - в сроки, установленные постановлением администрации города Перми.
В течение 15 дней после окончания приема документов Комиссия составляет список кандидатов в члены Комиссии взамен членов Комиссии, прекращающих полномочия, и направляет его Главе города Перми. Число кандидатов в списке должно быть на одного человека больше количества вакантных мест. Выбывающие по истечении срока полномочий члены Комиссии при обсуждении списка не присутствуют и не голосуют, если они выдвигаются вновь. Комиссия вправе пригласить выдвинутых кандидатов на заседание Комиссии.
В двухнедельный срок после составления указанного списка кандидатов в члены Комиссии Глава города Перми принимает решение о внесении изменений в постановление администрации города Перми об утверждении персонального состава Комиссии исходя из кандидатур, указанных в списке, утверждая при этом новых членов в количестве, равном числу вакантных мест членов Комиссии.
Члены Комиссии от общественности должны отчитываться перед выдвинувшей их организацией и представлять копию отчета в Комиссию.
В состав Комиссии по решению Главы города Перми могут также включаться не более трех представителей государственных органов контроля и надзора, исполнительных органов государственной власти Пермского края, Законодательного Собрания Пермского края по согласованию с указанными органами (ч. 7).
Полномочия члена Комиссии от общественности могут быть прекращены досрочно в случае непредставления в Комиссию ежегодного отчета до 1 мая следующего года.
Полномочия члена Комиссии от общественности прекращаются в случаях: занятия членом Комиссии от общественности должности государственной или муниципальной службы; принятия решения об отзыве члена Комиссии высшим руководящим органом некоммерческой организации, выдвинувшей его.
Досрочное прекращение полномочий члена Комиссии от общественности осуществляется Главой города Перми, который одновременно устанавливает срок приема документов о выдвигаемых кандидатурах на вакантное место. Член Комиссии, в отношении которого принято решение о досрочном прекращении полномочий, исполняет свои обязанности до избрания нового члена Комиссии на его место.
Если члены Комиссии, указанные в пунктах 5 и 7 настоящей статьи, систематически (более 3 раз подряд) пропускают без уважительных причин заседания Комиссии и не представляют письменное мнение, секретарь Комиссии доводит информацию соответственно до сведения руководителей органов, согласовавших их выдвижение (ч. 7.1)
Итоги каждого заседания Комиссии оформляются протоколом, подписываемым председательствующим и секретарем Комиссии. К протоколу прилагаются копии материалов, рассмотренных на заседании (ч. 14)
Постановлением администрации г. Перми от 29.05.2008 г. N 449 утверждено Положение о Комиссии по землепользованию и застройке города Перми, которая исходя из п. 2.1 Положения является специально созданным постоянно действующим консультативным органом при главе г. Перми.
В соответствии с п. 2.6 Положения персональный состав Комиссии определяется в соответствии с пунктами 4-8 ст. 9 Правил и утверждается постановлением администрации города.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Комиссия имеет право давать рекомендации органу администрации г. Перми, уполномоченному в области градостроительной деятельности., должностными лицам по вопросам подготовки, согласования, установления порядка организации и регламента проведения публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила и реализации Правил, иным вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.
Как предусмотрено пунктами 11.5 и 11.6 Положения, Комиссия по результатам заседаний издает решения на бланке установленного образца за подписью председателя Комиссии либо исполняющего его обязанности. Рекомендации, принятые Комиссией по вопросам, входящим в ее компетенцию, направляются главе администрации города для принятия соответствующих решений. В рассматриваемом случае – для принятия постановления Администрации города Перми.
Аналогичное правовое положение Комиссии предусмотрено статьей 9 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. N 143.
На основе анализа содержания вышеприведенных норм Положения о Комиссии, а также статьи 9 Правил землепользования и застройки, суд приходит к выводу о рекомендательном характере решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, которым по результатам голосования представлен список кандидатов в члены комиссии по землепользованию и застройке города Перми взамен выбывающих по истечению срока полномочий.
Поэтому, учитывая рекомендательный характер решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что административный истец ошибочно полагает, что не принятием в двухнедельный срок Главой города Перми решения о внесении изменений в постановление администрации города Перми об утверждении персонального состава Комиссии исходя из кандидатур, указанных в списке от ДД.ММ.ГГГГ допущено незаконное бездействие, повлекшее нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Как установлено в судебном заседании, кандидатура административного истца выдвинута на новый срок Пермской региональной общественной организацией «Пермская гражданская палата» в члены Комиссии по землепользованию и застройке города Перми, что подтверждается обращением № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в Комиссию ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что ФИО1 в качестве члена Комиссии по землепользованию и застройке города Перми еженедельно участвует в заседаниях Комиссии, пользуется всеми правами и несет обязанности члена Комиссии об общественности в объеме, установленном разделом 8 Положения о комиссии по землепользованию и застройке города Перми. Доводов о том, что оспариваемым бездействием созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов истца как члена комиссии от общественности, в административном исковом заявлении не содержится, а судом таких обстоятельств не установлено.
Оценивая доводы о нарушении прав в пределах, определенных в ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 1 ст. 226 КАС РФ, судом проверены доводы истца о нарушении его прав, основанных на том обстоятельстве, что он вынужден посещать заседания Комиссии после истечения трехлетнего срока полномочий, то есть о незаконном возложении обязанностей члена Комиссии. Таких нарушений прав истца судом не установлено, поскольку в состав Комиссии от общественности истец включен Постановлением Администрации г. Перми от ФИО34 N ФИО17 и на день рассмотрения дела судом из состава Комиссии истец не исключен.
Помимо указанного, судом не установлено наличие причинно-следственной связи между оспариваемом бездействием ответчика и характером и объемом нарушенных прав, свобод и законных интересов, о которых указывает истец в письменных пояснениях (л.д. 26).
Так, доводы истца о том, что невозможности планирования проектов, оказывающих влияние на градостроительную политику города Перми, опровергаются самим предметом рассматриваемого спора, поскольку оспариваемое бездействие истец как раз и связывает с непринятием решения об утверждении иного состава Комиссии. Доводы истца о невозможности полноценной реализации прав члена Комиссии без определения полномочий на новый трехлетний срок, носят субъективный, ничем не подтвержденный характер.
Бездействие, выразившееся в не утверждении новых членов Комиссии согласно списку от ДД.ММ.ГГГГ, права истца не затрагивают и не нарушают, поскольку он не является лицом, включенным в список.
Доводы истца о невозможности планировать свое время, трудоустроиться, что обусловлено неопределенными временными рамками члена Комиссии, не находятся в прямой причинно-следственной связи с оспариваемым бездействием, поскольку истец не лишен права на обращение о прекращении полномочий в порядке, установленном ч. 7.1 ст. 9 Правил землепользования и застройки города Перми.
Доводы о необходимости посещения заседаний Комиссии также не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку негативные последствия пропуска без уважительных причин заседаний предусмотрены ч. 7.1 ст. 9 Правил землепользования и застройка города Перми для членов Комиссии, указанных в пунктах 5 и 7 настоящей статьи, к числу которых истец не относится.
Таким образом, утверждения административного истца о том, что в результате бездействия, выразившегося в непринятии решения о внесении изменений в постановление администрации г.Перми об утверждении персонального состава Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми (далее по тексту –Комиссия) и неутверждении новых членов комиссии из списка кандидатов, выбранных на заседании Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми ДД.ММ.ГГГГ, нарушены его права, основаны на ошибочном применении норм изложенных выше нормативных правовых актов, регламентирующих спорные правоотношения.
Кроме того, суд считает, что административным истцом необоснованно не приняты во внимание следующие значимые для настоящего дела обстоятельства, влекущие отказ в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Постановлением Администрации г. Перми от ФИО35 N ФИО18 утверждено не только Положение о Комиссии по землепользованию и застройке города Перми, но и пунктом 2 Постановления утвержден прилагаемый состав комиссии по землепользованию и застройке города Перми. При этом Постановление Администрации г. Перми от ФИО36 N ФИО19 распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, содержат в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, опубликованы в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь, т.е. данный акт в полном тексте является нормативным правовым актом.
На основе анализа положений ст. 10 и 12 Конституции РФ, части 1 ст. 7 и п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предмета и оснований заявленных требований с учетом положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ и ст. 9 Правил землепользования и застройки города Перми, а также с учетом п. 2.6 я о Комиссии по землепользованию и застройке города Перми, суд приходит к выводу о том, что фактически предметом настоящего спора является судебная оценка законности и обоснованности бездействия Главы города Перми, выразившегося в неприятии в двухнедельный срок после составления указанного списка кандидатов в члены Комиссии Глава решения о внесении изменений в нормативный правовой акт - постановление администрации города Перми об утверждении персонального состава Комиссии исходя из кандидатур, указанных в списке.
Вывод суда подтверждается и тем обстоятельством, что для восстановления нарушенных прав с учетом требований действующего законодательства, административный истец просит суд возложить на Главу города Перми обязанность принять решение о внесении изменений в постановление администрации города Перми об утверждении персонального состава Комиссии исходя из кандидатур, указанных в списке от ДД.ММ.ГГГГ, то есть совершить действии, направленные на принятие нормативного правового акта о внесении изменений в действующий нормативной правовой акт.
Таким образом, требования истца фактически сводятся к понуждению административного ответчика принять решение о внесении изменений в нормативный правовой акт Администрации г.Перми.
В соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 54 Устава города Перми, принятого Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 1501, в систему правовых актов города Перми входят:
постановления и распоряжения Главы города Перми, принятые в пределах полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Уставом;
постановления и распоряжения администрации города Перми.
В силу ст. 57 Устава города Перми Глава города Перми в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законодательством Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления администрации города Перми по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законодательством Пермского края, а также распоряжения администрации города Перми по вопросам организации работы администрации города.
Порядок издания правовых актов, указанных в настоящей статье, определяется администрацией города.
Постановлением Администрации г. Перми от 25.05.2012 N 235 утвержден порядок подготовки правовых актов в администрации города Перми.
Как указано в п. 1.3 указанного нормативного правового акта настоящий Порядок регламентирует подготовку постановлений администрации города Перми по вопросам местного значения, вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законодательством Пермского края, распоряжений администрации города Перми по вопросам организации работы администрации города Перми, за исключением распоряжений администрации города Перми по личному составу и содержащих персональные данные.
Изменения, вносимые в постановления и распоряжения администрации города Перми, отмена или признание утратившими силу постановлений и распоряжений администрации города Перми оформляются правовым актом аналогичного вида и в обязательном порядке согласовываются с руководителем функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города Перми, осуществившим подготовку первоначального правового акта
Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятые постановления и распоряжения администрации города Перми, должны соответствовать структуре ранее принятого правового акта. Если ранее принятое постановление или распоряжение администрации города Перми было опубликовано, то все изменения к нему должны быть опубликованы в обязательном порядке (п. 1.6)
Таким образом, из изложенных выше положений следует, что нормотворческая деятельность осуществляется исключительно органами местного самоуправления.
В свою очередь, глава 21 КАС РФ, регламентирует производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов; в соответствии с правилами данной главы суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В целом положения Кодекса административного судопроизводства РФ не предусматривает право суда понуждать соответствующий орган государственной власти принять, дополнить или изменить какой-либо нормативный правовой акт. Также суду не предоставлено право устанавливать необходимость и целесообразность принятия нормативного правового акта и внесения изменений с действующие акты, определять содержание нормативных правовых актов. При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий/бездействия органов власти, должностных лиц и служащих и соответствия нормативных актов действующему законодательству.
Содержанием судебного контроля в таком споре является проверка решений, действия/бездействия субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган, должностное лицо обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Поэтому пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.
В силу п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению таких прав и свобод.
Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, по данной категории дел, признав обоснованность заявленных требований, суд в любом случае в резолютивной части решения констатирует незаконность обжалуемого решения или действия (бездействия). Степень же конкретизации тех действий, которые должно осуществить заинтересованное лицо, зависит от содержания требуемых действий.
Поэтому при необходимости осуществления определенных установленных нормативным правовым актом процедур, суд не вправе возложить обязанность по окончательному разрешению вопроса в обход либо с нарушением таких процедур, предвосхищая конечный результат. Такое указание является незаконным и находится за пределами судебного контроля.
Поскольку требованием административного иска является понуждение административного ответчика к принятию решения о внесении изменений в нормативный правовой акт определенного содержания, а именно об исключении его из списка членов Комиссии по землепользованию и застройке города Перми и включению в члены Комиссии иных кандидатов, внесенных в список решением от ДД.ММ.ГГГГ, суд указывает истцу на принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) согласно которой, все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Следовательно, суд не может обязать должностное лицо органа местного самоуправления принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска и на том основании, что сформулированные истцом требования в случае их удовлетворения предполагают, по сути, вмешательство суда в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления, что является недопустимым.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
ФИО1 в удовлетворении административного иска к Главе города Перми, Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации г.Перми о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о внесении изменений в постановление администрации г.Перми об утверждении персонального состава Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми и неутверждении новых членов комиссии из списка кандидатов, выбранных на заседании Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.
Председательствующий Е.Г.Курнаева