Дело № 2а-2832/2019
УИД 35RS0010-01-2019-002264-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 07 мая 2019 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе
судьи Цветковой Л.Ю.,
при секретаре Ревякиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тарногского района Вологодской области к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области, Севостьянову А. В. о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Тарногского района Вологодской области, действуя в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, мотивируя тем, что прокуратурой Тарногского района Вологодской области проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах сайтов с URL-адресами: <данные изъяты> размещена информация, содержащая предложения о продаже медицинских документов в обход установленной законом процедуры, а также информация, содержащая сведения, пропагандирующие продажу медицинских документов. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу. Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на страницах указанных сайтов.
Просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по URL-адресам: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской (с учетом уточнения административных исковых требований от 07.05.2019).
25.02.2019 при принятии административного искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций привлечена в качестве административного ответчика.
Протокольным определением суда от 13.03.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Севостьянов А.В.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора г. Вологды Нечаев М.Л. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебное заседание представители административных ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области не явились, извещались судом надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
В судебном заседании административный ответчик Севостьянов А.В. не присутствовал, извещался судом надлежащим образом, ранее представил отзыв, в котором указал, что не распространял запрещенную информацию в сети «Интернет».
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
В соответствии со статьей 11.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка обязательного медицинского освидетельствования у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых, или послерейсовых медицинских осмотров.
Обязанность проведения медицинского осмотра и получение на основании него медицинской справки установленного образца предусмотрено ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Аналогичное требование закреплено и в Приказе Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
Более того, согласно п. 5 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
Статьей 213 ТК РФ установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Таким образом, действующим законодательством прямо установлена обязательность проведения медицинских осмотров у врачей при получении любого типа медицинских справок.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.
Следовательно, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.
Таким образом, продажа различных медицинских документов является незаконной.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм законодательства на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты> организована деятельность по продаже медицинских справок различных образцов.
Вход на данные сайты является свободным, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием страниц сайтов может любой пользователь.
Исходя из вышеизложенного, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на указанных сайтах, уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
уточненные административные исковые требования прокурора Тарногского района Вологодской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения вышеуказанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Цветкова
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года.