Решение по делу № 2-3585/2015 от 01.04.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2015 года                                  г.Сургут

    Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Филатова И.А.,

при секретаре                Топчий О.К.,

с участием

помощника прокурора             Сургунова А.Е.,

представителя ответчика        Барабаш Н.В.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по исковом у заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации о неопределенного круга лиц (далее по тесте Прокурор) к ОАО «Обьнефтегазгеология» об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации водоводов,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Обьнефтегазгеология» об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации водоводов. Свои требования мотивирует следующим. В ходе плановой проверки им было установлено, что в результате нарушений ответчиком требований промышленной безопасности и градостроительного законодательства при вводе в эксплуатацию трубопроводов постановлено экологическое благополучие жителей ХМАО-Югры. Так, владельцем лицензии №ХМН НЭ от ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Тайлаковского лицензионного участка является ОАО «Обьнефтегазгеология». Указанным обществом для транспортировки подтоварной воды и поддержания пластового давления с использованием нагнетательных скважин кустов №№ 54, 57, 71 Тайлаковского месторождения в период 2010 – 2014 годы построены и введены в эксплуатацию следующим теплопроводы:

- высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №54» (дата фактического ввода в эксплуатацию согласно эксплуатационного паспорта – 10.12.2010г.);

- высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №57» (дата фактического ввода в эксплуатацию согласно эксплуатационного паспорта – 05.09.2014г.);

- высоконапорный водовод №т.вр.<адрес><адрес>» (дата фактического ввода в эксплуатацию согласно эксплуатационного паспорта - ДД.ММ.ГГГГ г.).

Фактически ввод в эксплуатацию данных трубопроводов произведен с нарушением федерального законодательства, без выполнения мероприятий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно – без получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капительного строительства. Просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в Департаменте строительства ХМАО-Югры разрешения на ввод в эксплуатацию данных объектов капитального строительства и запретить при отсутствии данных разрешений эксплуатацию данных объектов с ДД.ММ.ГГГГ.

     В судебном заседании представитель ответчика Барабаш Н.В. с исковыми требованиями согласилась частично, представила документы, подтверждающие получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта -высоконапорный водовод №т.вр.<адрес><адрес>». В связи с длительностью согласования в различных государственных органах остальных разрешений, просит продлить срок получения разрешений до мая 2016 года.

    В судебном заседании помощник прокурора Сургунов А.Е. считает требования подлежащими удовлетворению частично в части двух объектов, на которые не получены разрешения, при этом настаивает на сроке исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.

    Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в процессе, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

    В судебном заседании установлено, что владельцем лицензии №ХМН НЭ от ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Тайлаковского лицензионного участка является ОАО «Обьнефтегазгеология».

    Указанным обществом для транспортировки подтоварной воды и поддержания пластового давления с использованием нагнетательных скважин кустов №№ 54, 57, 71 Тайлаковского месторождения в период 2010 – 2014 годы построены и введены в эксплуатацию следующим теплопроводы:

- высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №54» (дата фактического ввода в эксплуатацию согласно эксплуатационного паспорта – 10.12.2010г.);

- высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №57» (дата фактического ввода в эксплуатацию согласно эксплуатационного паспорта – 05.09.2014г.);

- высоконапорный водовод №т.вр.<адрес><адрес>» (дата фактического ввода в эксплуатацию согласно эксплуатационного паспорта - ДД.ММ.ГГГГ г.).

    При этом, разрешения на ввод в эксплуатацию данных объектов на момент подачи искового заявления у ответчика отсутствовали.

    В соответствии с разрешением №ХМН-3020091-УВС/Э, ООО «Обьнефтегазгеология» было получено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта высоконапорный водовод №т.вр.<адрес><адрес>», следовательно на момент рассмотрения дела предмет иска в данной части отсутствует и в удовлетворении требования о получении разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта и запрета его эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ необходимо отказать.

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

На основании ч.1 ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с данным Приложением к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.

По указанным критериям вышеуказанные высоконапорные водоводы, транспортирующие токсичное вещество - подтоварную воду, являются объектами капитального строительства и относятся к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона № 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Согласно ч.б ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать ведение исполнительной документации извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, подлежащих проверке.

На основании ст.5 5 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе, и заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В соответствии с Распоряжением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 3-рп Департамент строительства ХМАО - Югры с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет реализацию полномочий в сфере недропользования, переданных Федеральным агентством по недропользованию Правительству <адрес> - Югры в части выдачи, разрешений на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) на территории <адрес> - Югры, а также в части выдачи, отказа в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, разрешение на строительство, реконструкцию которого было выдано Федеральным агентством по недропользованию, на территории <адрес> - Югры.

Ранее указанные функции на территории ХМАО-Югры осуществлялись уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - отделом геологии и лицензирования по ХМАО-Югре Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу.

Предусмотренная ст. 5 5 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.

В нарушение указанных требований закона ввод в эксплуатацию вышеуказанных трубопроводов являющихся потенциально опасными промышленными объектами, осуществлен ОАО «Обьнефтегазгеология» без разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию с угрозой возникновения аварийных ситуаций и причинения в будущем ущерба такому компоненту окружающей среды как почвы.

В ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что окружающая среда, природная среда (природа) - это совокупность компонентов природной среды. Ими являются земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир.

В ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, недра.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно требований ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно п.З ст.4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране окружающей среды, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды

Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в силу требований ст.З ФЗ «Об охране окружающей среды» должна осуществляться на основе таких принципов как презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Таким образом, требования о получении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ направлены, в том числе, на подтверждение со стороны уполномоченного государственного органа соответствия процесса ввода в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации трубопроводов требованиям экологической и промышленной безопасности.

Согласно ст.ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства и промышленной безопасности.

В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Эксплуатация трубопроводов в отсутствие разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью по эксплуатации опасных производственных объектов с нарушениями требований закона создают угрозу здоровью людей и компонентам окружающей среды.

Таким образом требования истца о необходимости получить разрешения на ввод в эксплуатацию на объекты высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №54» и высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №57» законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.

Обсуждая сроки получения таких разрешений, суд считает заявленный истцом срок – до ДД.ММ.ГГГГ достаточным, поскольку ответчиком в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, что ими предпринимаются меры по получению данных разрешений. Кроме того, в случае наличия объективных причин, не позволяющих получить разрешения в установленный судом срок, ответчик не лишается права, предусмотренного законодательством обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Согласно п.38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» несоблюдение требований промышленной безопасности являются основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации.

Следовательно требования истца о приостановлении деятельности объектов высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №54» и высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №57», в случае неполучения разрешений на ввод их в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Обьнефтегазгеология» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в Департаменте строительства ХМАО-Югры разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капительного строительства:

- высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №54» Тайлаковского месторождения нефти;

- высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №57» Тайлаковского месторождения нефти.

    Запретить ОАО «Обьнефтегазгеология» при отсутствии разрешений на ввод объектов капительного строительства в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацию объектов:

- высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №54» Тайлаковского месторождения нефти;

- высоконапорный водовод «т.вр – куст скважин №57» Тайлаковского месторождения нефти.

    В удовлетворении остальной части исковых требований Ханты-Мансийскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> – Югры в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд.

Судья                                     И.А.Филатов

2-3585/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Обьнефтегазгеология ОАО
Суд
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
surggor.hmao.sudrf.ru
01.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2015Передача материалов судье
02.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2015Подготовка дела (собеседование)
22.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.06.2015Предварительное судебное заседание
30.06.2015Судебное заседание
06.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее