Дело № 2-1351/15
РешениеИменем Российской Федерации
г. Иваново 01 апреля 2015 г.
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В.
при секретаре Котелевской Е.Н.,
с участием представителя истца Фроловой Н.А. – Агаяева Б.Л.о.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – Пачикова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фролова Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о защите пенсионного права. Иск мотивирован тем, что 03.07.2014 г. Фролова Н.А. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохма и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее - УПФРФ) о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, предусмотренной п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2000 г. № 173-ФЗ. Решением УПФ РФ № 98026/14 от 18.12.2014 г. (протокол № 450 от 18.12.2014 г.) Фроловой Н.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого специального стажа (30 лет) для назначения данного вида пенсии. По мнению ответчика, специальный стаж Фроловой Н.А. составляет 24 года 02 месяца 08 дней. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение Фроловой Н.А. трудовой пенсии по старости, ответчиком не были включены периоды с 24.02.2009 г. по 02.07.2014 г. работы в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок», с 11.01.1999 г. по 10.02.1999 г., с 09.02.2004 г. по 05.03.2004 г. обучения на курсах повышения квалификации. С решением комиссии истец не согласна. Полагает, что периоды работы в ООО «Санаторий Зеленый городок» подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку указанное учреждение является санаторием, его медицинская деятельность направлена на охрану здоровья населения, связанную с лечением пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и больных ревматизмом, что предусмотрено постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Полагает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку повышение квалификации является обязательным условием выполнения трудовых обязанностей. Во время курсов повышения квалификации за работником сохраняется рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд. Санаторий располагается в сельской местности, в связи с чем спорные периоды подлежат включению в стаж в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца. В этой связи истец просил обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периоды с 24.02.2009 г. по 02.07.2014 г. работы в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок», с 11.01.1999 г. по 10.02.1999 г., с 09.02.2004 г. по 05.03.2004 г. обучения на курсах повышения квалификации; назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, взыскать расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
В судебном заседании представитель истца требования уточнил и просил обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периоды с 24.02.2009 г. по 02.07.2014 г. работы в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок» за исключением периода с 01.02.2011 г. по 03.02.2011 г. нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, с 11.01.1999 г. по 10.02.1999 г., с 09.02.2004 г. по 05.03.2004 г. обучения на курсах повышения квалификации; назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, взыскать расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Так, в частности, полагает, что периоды работы истца в ООО «Санаторий Зеленый городок» не подлежат включению в специальный стаж. Право на льготное пенсионное обеспечение по старости в соответствии с п.п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предоставлено лицам при условии осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах. Согласно п. 3 и п. 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды в должностях в учреждениях, указанных в Списке, а также в определенных структурных подразделениях организаций. ООО «Санаторий Зеленый городок» не является по организационно-правовой форме учреждениями. Документы, подтверждающие профиль ООО «Санаторий Зеленый городок», не представлены. Не подтвержден льготный характер работы истца в спорные периоды сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Периоды обучения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков. Курсы повышения квалификации данным перечнем не предусмотрены. У органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, нет правовых оснований для зачета в специальный стаж спорных периодов. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
03.07.2014 г. Фролова Н.А. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее УПФ РФ) о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-Ф3.
Решением № 98026/14 от 18.12.2014 г. (протокол № 450 от 18.12.2014 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Фроловой Н.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 7, 8-11).
По мнению комиссии, специальный стаж Фроловой Н.А. составляет 24 года 02 месяца 08 дней при требуемом стаже 30 лет.
Комиссией в специальный стаж Фроловой Н.А. не включены, в том числе периоды с 24.02.2009 г. по 02.07.2014 г. работы в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок», с 11.01.1999 г. по 10.02.1999 г., с 09.02.2004 г. по 05.03.2004 г. обучения на курсах повышения квалификации.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
До 01.01.2002 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации регулировались Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2002 г. – Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2015 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-Ф3 «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (далее – Закон) трудовая пенсия про старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 Закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначение пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Аналогичные условия назначения пенсии содержатся и в Федеральном законе от 28.12.2013 г. №400-Ф3 «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Указанным Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, в разделе «наименование должности» поименованы медицинские сестры, в разделе «наименование учреждения» санатории (курорты) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом и психоневрологических.
Судом установлено, что Фролова Н.А. работает с 24.02.2009 г. по настоящее время в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок», что подтверждается трудовой книжкой AT-V №4695947 от 31.07.1989 г. на имя Фроловой Н.А., справкой ООО «Санаторий Зеленый городок» от 30.06.2014 г. № 258/14-7, №14-43/5099 от 25.09.2014 г (л.д.16, 18, 38-41).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении № 197-О от 18.06.2004 г.
Согласно уставу ООО «Санаторий Зеленый городок» и дополнениями к нему предметом деятельности общества является удовлетворение общественных потребностей в санаторно-курортном лечение, оздоровлении и отдыхе с преимущественным использованием естественных природных факторов (минеральной воды, грязей, климата в сочетании с лечебной физкультурой и физиотерапией, лечебным питанием), лечение больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, лечение и профилактика опорно-двигательного аппарата, лечение и реабилитация неврологических заболеваний, а так же их последствий и т.д. (л.д.22-23).
Из материалов дела следует, что ООО «Санаторий Зеленый городок» имеет право на осуществление медицинской деятельности, что подтверждается лицензиями А 772476 от 09.12.1996 г., № ЛО-37-01-000120 от 15.12.2008 г., № 37-01-000863 от 28.02.2014 г. (л.д. 25-29)
Так, в частности из указанных лицензий на осуществление медицинской деятельности следует, что ООО «Санаторий Зеленый городок» разрешена медицинская деятельность по оказанию санаторно-курортной помощи: травматология и ортопедия, медицинский массаж, физиотерапия, лечебная физкультура, мануальная терапия.
Таким образом, из представленных документов однозначно следует, что ООО «Санаторий Зеленый городок» имеет статус медицинского учреждения, осуществляет медицинскую деятельность по лечению, в том числе больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имел необходимую штатную численность квалифицированных специалистов, обеспечивающих медицинскую деятельность.
В Постановлении от 03.06.2004 г. № 11- П Конституционный Суд РФ признал норму п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» противоречащей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) лишь в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данная норма не позволяет засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действующим законодательством.
Ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни принятые на его основе акты Правительства РФ не определяют понятия «учреждение», «медицинское учреждение», «учреждение здравоохранения», в связи, с чем данные понятия должны употребляться в том значении, в каком они используются в правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях; медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Ранее действующим законодательством - Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 – было дано понятие частной системы здравоохранения, включающей, в частности, лечебно – профилактические учреждения, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, общественными объединениями, физическими лицами.
В силу ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Из приведенных правовых норм, регулирующих деятельность системы здравоохранения, следует, что термин «учреждение здравоохранения» применяется ко всем объектам здравоохранения, включая, в том числе, и коммерческие организации.
С учетом указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не зависит от формы собственности (государственная, муниципальная, частная) организаций, в которых осуществляется медицинская деятельность. Организационно-правовая форма медицинских учреждений сама по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности и не свидетельствует о существовании таких различий.
Оценивая ту или иную должность, тип учреждения на предмет включения в список должностей, учреждений, дающий право на пенсию, необходимо исходить, прежде всего, из того, что в соответствии с принципами пенсионного обеспечения досрочно назначаемые трудовые пенсии по старости должны предоставляться только в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из – за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия работы в соответствующих должностях, учреждениях на организм человека.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 г. №285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.
При этом суд принимает во внимание, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Несмотря на то, что общества с ограниченной ответственностью не поименованы в Списке, с учетом которого происходит назначение пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд считает возможным зачесть истцу в специальный стаж период ее работы в должности медицинской сестры в данной организации, поскольку пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых истец осуществляла трудовую деятельность. Вид деятельности истца определен, это лечебная деятельность в должности медицинской сестры, которая подтверждена, представленными в суд доказательствами.
Фролова Н.А. в период с 24.02.2009 г. по 02.07.2014 г. работала в ООО «Санаторий Зеленый городок» медицинской сестрой, исполняла возложенные на нее должностные обязанности согласно должностным инструкциям, в течение полного рабочего дня. Указанные обстоятельства подтверждаются справками ООО «Санаторий Зеленый городок» штатным расписанием, тарификационным списком сотрудников, справками, уточняющими особый характер работ и не опровергнут ответчиком.
С учетом изложенного суд считает установленным факт выполнения истцом работы медицинской сестры, а так же о тождественности выполняемых истцом в спорный период времени функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), а так же виде (типе) учреждения (организации), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом факт предоставления работодателями недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по условиям работы Фроловой Н.А. не свидетельствуют о том, что последняя трудовую деятельность в учреждениях и должности, работа в которой засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не осуществляла, а так же не может являться основанием для возложения ответственности на истца за неправомерные действия работодателей и как следствие ограничения прав на пенсионное обеспечение.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании регламентированы Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
По общим правилам предоставления сведений о застрахованных лицах, установленным ст. 6, 8, 9, 11, 15 Закона № 27-ФЗ, обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные ст.11 данного Закона, возложена на страхователя, то есть на работодателя.
Действующее пенсионное законодательство не ставит в зависимость право лица на получение трудовой пенсии по старости (в том числе и досрочной) от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного Фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике.
Истолкование действующих норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на изложенных пенсионным органом основаниях не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Данный вывод согласуется и основан на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 9-П от 10.07.2007 г., согласно которой, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению в пенсионный орган сведений о периодах трудовой деятельности истца не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного суд считает установленным факт выполнения истцом работы медицинской сестры, а так же о тождественности выполняемых истцом в спорный период времени функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), а так же виде (типе) учреждения (организации), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, исходя из требований пенсионного законодательства, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, доводы, приведенные истцом в обоснование искового требования о включении в специальный стаж периодов работы в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок», являются доказанными, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно справкам ООО «Санаторий Зеленый городок» № 14-43/5099 от 25.09.2014 г. санаторий располагается на территории Ивановской сельской администрации в районе почтового отделения Ломы Ивановского района Ивановской области, то есть на территории сельской местности.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
С учетом изложенного, суд считает правомерным исчисление периодов работы с 24.02.2009 г. по 02.07.2014 г. в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок» в льготном исчислении (один год как один год и три месяца).
Судом установлено, что Фролова Н.А. в период работы с 01.08.1989 г. по 14.10.2008 г. в должности медицинской сестры палатной в ОБУЗ «Городская клиническая больница №7» находилась на курсах повышения квалификации с 11.01.1999 г. по 10.02.1999 г., с 09.02.2004г. по 05.03.2004 г., что подтверждается справкой ОБУЗ «Городская клиническая больница №7» от 19.02.2014 г. № 67, свидетельствами о повышении квалификации.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 79 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 232-ФЗ медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ.
В силу ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, то есть, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, о том, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 Закона.
В пункте 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30)
Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), устанавливает, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В период нахождения на курсах повышения квалификации, медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов.
При таких обстоятельствах, периоды нахождения Фроловой Н.А. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку в период прохождения курсов повышения квалификации истец состояла в трудовых отношениях с ООО «Санаторий Зеленый городок», которое располагается территории сельской местности, то суд считает правомерным льготное исчисление и периодов нахождения на курсах повышения квалификации один год как один год три месяца.
С учетом включения в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению, Фроловой Н.А. в льготном исчислении периодов работы в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок» с 24.02.2009 г. по 02.07.2014 г. за исключением периода с 01.02.2011 г. по 03.02.2011 г. нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, обучения на курсах повышения квалификации с 11.01.1999 г. по 10.02.1999 г., с 09.02.2004 г. по 05.03.2004 г., стаж Фроловой Н.А. на момент обращения в УПФ РФ и рассмотрения дела в суд будет составлять требуемый 30-летний стаж.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить Фроловой Н.А. досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения.
Согласно п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп., что подтверждается квитанцией (л.д. 3-4), поскольку иск удовлетворен, расходы в части оплаты государственной пошлины подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Фролова Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Фролова Н.А. в льготном исчислении (один год как один год и три месяца) периоды:
с 24.02.2009 г. по 02.07.2014 г. – работы в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок» за исключением периода с 01.02.2011 г. по 03.02.2011 г. нахождения в отпуске без сохранения заработной платы,
с 11.01.1999 г. по 10.02.1999 г.,
с 09.02.2004 г. по 05.03.2004 г. – о бучения на курсах повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить Фролова Н.А. досрочно трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Фролова Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 06.04.2015 г.