Дело № 2-422 (2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 31 января 2019 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Парыгиной М.В.
при секретаре Куксенок С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края к Бадертдинову Александру Ринатовичу о возложении обязанности устранения нарушений в области охраны окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л :
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (далее – истец или Инспекция) обратилась в суд с исковыми требованиями к Бадертдинову А.Р. (далее – ответчик) о возложении обязанности устранения нарушений в области охраны окружающей среды.
В исковом заявлении указано, что в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края поступили материалы административного обследования объектов земельных отношений Очерского муниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю. Главным государственным инспектором Очерского, Оханского, Частинского, Большесосновского районов Пермского края по использованию и охране земель, начальником Очерского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО1 06.07.2017 года принято решение о проведении внепланового административного обследования объекта земельных отношений – земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №. В результате визуального обследования установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № не огорожен. На части земельного участка складируются твердые коммунальные отходы, доски, спиленные деревья, сброс отходов произведен вдоль полевой дороги, что подтверждено актом административного обследования объекта земельных отношений Управления Росреестра по Пермскому краю от 07.07.2017 года № АО11/13/26-2017. Общая площадь части земельного участка, на котором осуществлен сброс отходов, составляет 676,5 кв.м. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, зарегистрировано право собственности Бадертдинова А.Р. По результатам рассмотрения материалов о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды 06.03.2018 года в отношении ответчика вынесено постановление о назначении административного наказания № по статье 8.2 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 03.05.2018 года. Предписание об устранении нарушения законодательства в области окружающей среды ответчику по факту сброса строительно-бытовых отходов на земельный участок с кадастровым № не выдано, поскольку Бадертдинов А.Р. уклоняется от получения почтовой корреспонденции, направленной по адресу регистрации. Инспекцией в рамках планового рейдового мероприятия 08.08.2018 года на основании приказа о проведении рейдового осмотра от 10.07.2018 года № СЭД-36-01-05-211 осуществлен осмотр территории <адрес>. Осмотр проводился при естественном освещении, в пасмурную погоду. В ходе осмотра установлено, что в 100 метрах от <адрес> зафиксировано место сброса отходов производства и потребления, вдоль места сброса расположена полевая дорога. В 5 метрах от асфальтированной дороги размещена указательная табличка «Свалка 100 метров», вдоль асфальтированной дороги зафиксирован разлет отходов производства и потребления. В результате обследования установлено, что территория земельного участка с кадастровым № не огорожена, зафиксировано место сброса твердых коммунальных отходов на почву площадью около 150 кв.м. До настоящего времени Бадертдинов А.Р. допускает сброс твердых коммунальных отходов на почву и захламление земельного участка с кадастровым №, принадлежащего ему на праве собственности, не предпринимает меры по ликвидации сброса твердых коммунальных отходов на почву, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит суд возложить на Бадертдинова А.Р. обязанность по ликвидации твердых коммунальных отходов, сброшенных на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес> в срок до 1 сентября 2019 года.
Представитель истца Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, посредством электронной корреспонденции направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Бадертдинов А.Р. в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу положений ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В силу п.7 ст.12 названного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Со дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Материалами дела установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем земельного участка, имеющего кадастровый №, расположенного по адресу: вблизи д.Шаркан Оханского района Пермского края является Бадертдинов А.Р.
Согласно акту административного обследования объекта земельных отношений № АО11/13/26-2017 от 07.07.2017 года проведено административное обследование объекта земельных отношений, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Административное обследование объекта земельных отношений проведено путем изучения информационных ресурсов Управления (Единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карты), визуального осмотра земельного участка с фиксацией обстановки при помощи фотоаппарата SONY, обмера земельного участка с помощью высокоточного геодезического оборудования Hiper SR.
В ходе проведения административного обследования объекта земельных отношений выявлены признаки нарушения земельного законодательства, выразившиеся в использовании Бадертдиновым А.Р. не по целевому назначению (для складирования ТБО) части земельного участка площадью 676,5 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №.
06.03.2018 года Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края вынесено постановление №, которым Бадертдинов А.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначен штраф в размере 1 000 рублей.
Также Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края был вынесен приказ № СЭД-36-01-05-211 от 10.07.2018 года о проведении планового рейдового осмотра (обследования) территории в Оханском районе в срок с 16.07.2018 года по 16.08.2018 года.
На основании данного приказа Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края 08.08.2018 года составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №.
Согласно названному акту проводилось обследование земельного участка по адресу: <адрес>. Осмотр производился при естественном освещении, в пасмурную погоду. В 100 метрах от <адрес> зафиксировано место сброса отходов производства и потребления, вдоль места сброса расположена полевая дорога. В 5 метрах от асфальтированной дороги размещена указательная табличка «Свалка 100 метров», вдоль асфальтированной дороги зафиксирован разлет отходов производства и потребления.
В результате обследования на земельном участке с кадастровым №, территория которого не огорожена, зафиксировано место сброса твердых коммунальных отходов на почву площадью около 150 кв.м.
Оснований сомневаться в достоверности содержащихся в акте осмотра сведений относительно размещения несанкционированных объектов у суда не имеется. Акт оформлен должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольных мероприятий, содержит подробное описание выявленного нарушения, к нему приложены фотоматериалы, обозначающие места расположения несанкционированных объектов.
С учетом изложенных выше норм, ответчик, являясь собственником земельного участка с кадастровым №, обязан ликвидировать расположенные на нем твердые коммунальные отходы в силу прямого указания ст.210 ГК РФ, ст.42 ЗК РФ, независимо от вины в их организации.
Образование отходов стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком возложенной на него Законом обязанности по надлежащему содержанию принадлежащего ему имущества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что на Бадертдинова А.Р. необходимо возложить обязанность по ликвидации твердых коммунальных отходов, сброшенных на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>.
В силу ст.204 ГПК РФ суд устанавливает срок исполнения решения до 01.09.2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку в данном случае Инспекция обратилась с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, будучи освобожденной от уплаты государственной пошлины, следовательно, уплата государственной пошлины в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика Бадертдинова А.Р.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить на Бадертдинова Александра Ринатовича обязанность по ликвидации твердых коммунальных отходов, сброшенных на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес> в срок до 01 сентября 2019 года.
Взыскать с Бадертдинова Александра Ринатовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: подпись
Копия верна: судья
Секретарь:
Решение не вступило в законную силу