АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск дело № А46-13316/2012
22 мая 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2012 года.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2012 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пачулия С.Р.,
рассмотрев 15.05.2012 в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Центрального административного округа г. Омска к индивидуальному предпринимателю Валикову Артуру Борисовичу (ИНН 550712817824, ОГРН 304550710900031) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Марченко т.В. (служебное удостоверение);
от заинтересованного лица – не явился.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального административного округа г. Омска (далее по тексту – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Валикова Артура Борисовича (далее по тексту – заинтересованное лицо, предприниматель, ИП Валиков А.Б.) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явилось, явку своего представителя не обеспечило, вследствие чего дело рассмотрено без участия заинтересованного лица на основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил, что прокуратурой Центрального административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими транспортные перевозки, законодательства в сфере обеспечения безопасности перевозок пассажиров автобусами.
По результатам указанной проверки 29.02.2012 прокурором Центрального административного округа г. Омска в отношении предпринимателя Валикова А.Б. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно указанному постановлению в результате надзорной деятельности прокуратуры округа, в ходе изучения административного материала в отношении водителя Шипилова П.В. установлено следующее. 17.02.2012 около 16:10 час. по ул. Б. Хмельницкого у д. 188 в г. Омске в ходе проверки транспортного средства марки ГАЗ-322132 (автобус 13 мест), государственный регистрационный знак АС 285, под управлением Шипилова П.В., осуществлявшего перевозку пассажиров, установлена перевозка 16 человек. Предельная вместимость указанного транспортного средства составляет 13 человек. Таким образом, выявлено превышение предельной вместимости пассажиров на 3 человека. Данное обстоятельство подтверждается постановлением об административном правонарушении № 55 КК № 940181 от 17.02.2012, объяснением индивидуального предпринимателя Валикова А.Б., осуществляющего согласно лицензии, предпринимательскую деятельность в области перевозки пассажиров автобусами и иными материалами дела. Владельцем транспортного средства марки ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак АС 285 является Валиков А.Б. Между индивидуальным предпринимателем Валиковым А.Б. и водителем Шипиловым П.В. заключен трудовой договор, согласно которому Шипилов П.В, исполняет обязанности по управлению микроавтобусом, перевозке пассажиров и др.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода заявителя о том, что в действиях индивидуального предпринимателя Валикова А.Б., не организовавшего и не обеспечившего контроль за соблюдением норм вместимости автобуса, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании указанного выше постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 29.02.2012 заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Пункт 24 части 1 статьи 12 указанного закона устанавливает, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит обязательному лицензированию.
Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров) в момент совершения административного правонарушения определялся «Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.
В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, к числу лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров относится, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с пунктом 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
При перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки, а при перевозках на междугородных, горных, туристско - экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения. На междугородных маршрутах багаж пассажиров (кроме ручной клади) при наличии багажных отсеков размещается только в них (пункт 5.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2).
Согласно пункту 1.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Автобус» является автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).
Из материалов дела следует и заинтересованным лицом по существу не оспорено, что в ходе вышеуказанной проверки установлено, что 17.02.2012 около 16:10 час. по ул. Б. Хмельницкого у д. 188 в г. Омске выявлена перевозка 16 человек транспортным средством марки ГАЗ-322132 (автобус 13 мест), государственный регистрационный знак АС 285, под управлением водителя - Шипилова П.В., осуществлявшего перевозку пассажиров на основании трудового договора заключенного с предпринимателем Валиковым А.Б., являющимся владельцем транспортного средства марки ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак АС 285 и осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), на основании лицензии серии ДА № 012682, выданной Министерством транспорта Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта 08.10.2008, регистрационный № АСС-55-026996.
Учитывая, что вместимость указанного транспортного средства составляет 13 человек, в рассматриваемом случае, установлено превышение предельной вместимости пассажиров на 3 человека.
Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях (бездействиях) предпринимателя Валикова А.Б., не организовавшего и не обеспечившего контроль за соблюдением норм вместимости автобуса, признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона арбитражного процесса должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Это положение не отменяется возложением бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола на административный орган.
Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В рассматриваемом случае материалами дела, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.02.2012, постановлением об административном правонарушении № 55 КК № 940181 от 17.02.2012, объяснением индивидуального предпринимателя Валикова А.Б., лицензией регистрационный № АСС-55-026996 и приложениями к ней, паспортом транспортного средства 52 № 806801, трудовым договором от 02.02.2012, подтверждается и предпринимателем не оспаривается факт совершения вмененного ему правонарушения.
Доказательств того, что у предпринимателя Валикова А.Б. не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы рассматриваемого дела не представлено, доводов в обоснование этого не заявлено.
Таким образом, суд находит квалификацию заявителем деяния предпринимателя Валикова А.Б. по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, а, следовательно, требование о привлечении заинтересованного лица к ответственности за совершение административного правонарушения подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая положения пункта 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным назначить предпринимателю Валиков А.Б. наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией вышеуказанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – 3 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, 22.03.1978 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░: ░. ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ 550712817824, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 304550710900031, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: 644081, ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 6, ░░. 163, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 14.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 3000 ░░░. (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░ 5503029140, ░░░ 550301001, ░░░░░░░░░ ░░░░ № 40101810100000010000, ░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 045209001, ░░░ ░░ 415 116 21010010000140.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ (644024, ░. ░░░░, ░░. 10 ░░░ ░░░░░░░, ░. 42) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░).
░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (625010, ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 74) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 288 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 181 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» http://omsk.arbitr.ru.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░