Дело № 2а-783/16 09 февраля 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.
при секретаре Азбековой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Новрузова А.И. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в выдаче дополнительных сведений
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Новрузов А.И. обратился в суд с указанным административным иском, в котором указал следующее.
Новрузов А.И. являлся членом СНТ «1», что подтверждается Выпиской из протокола № от 25.08.2002 года.
Административному истцу предоставлен в пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Фактическая площадь - <данные изъяты> кв.м.
Категория Участка - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для ведения садоводства.
Заявитель подал в Комитет по имущественным отношениям Санкт-Петербурга заявление о предоставлении дополнительных сведений Региональной информационной системы Санкт-Петербурга, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «<данные изъяты>» (вх.№ от 20.07.2015).
Комитет ответил, что «... Учитывая изложенное, КИО будут выданы Дополнительные сведения после учета изменений в отношении земельных участков, относящихся к имущество общего пользования СНТ «1», осуществленного Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт- Петербургу,...» (ответ № от 11.09.2015 Комитета по имущественным отношениям Санкт-Петербурга, ответ № от 08.09.2015 Комитета по имущественным отношениям Санкт-Петербурга).
Без Дополнительных сведений административный истец не может подготовить схему расположения участка на кадастровом плане территории. Без утвержденной схемы невозможно утвердить схему и поставить на кадастровый учёт участок. Без кадастрового учета невозможно приватизировать участок. Тем самым Комитет нарушает права, свободы и законные интересы истца. В итоге невозможно свободно владеть, пользоваться и распоряжаться Участком.
Административный истец Новрузов А.И.о, изменив в ходе судебного разбирательства заявленные требования просит признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт Петербурга в выдаче дополнительных сведений Региональной информационной системы Санкт-Петербурга, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «<данные изъяты>» (вх. № от 20.07.2015) в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м расположенного по адресу: <адрес>; обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга предоставить Новрузову А.И. дополнительные сведения Региональной информационной системы Санкт-Петербурга, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «<данные изъяты>» в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Представитель административного истца по доверенности Яворский Г.В. в судебное заседание явился, административный иск поддерживает.
Представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по доверенности Светлова Е.Н. в судебное заседание явилась, административный иск считает необоснованным, поддерживает позицию, изложенную в письменных возражениях.
В письменных возражениях административного ответчика указано, что
основанием для признания решения действия (бездействия) незаконным является не только его несоответствие законодательству, но и нарушение прав и свобод заявителя. При этом наличие второго критерия должно быть доказано заявителем (ст. 62 КАС РФ). Комитет отмечает, что в настоящее время Дополнительные сведения являются общедоступными, размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем, факт не предоставления их Комитетом не может рассматриваться как нарушение прав заявителя в их получении.
Пунктом 2.9., утвержденного распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25.04.2013 № 1991-р, Административного регламента Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в региональной информационной системе «<данные изъяты>» предусмотрен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
Таким образом, в соответствии с Регламентом, по результатам рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги, может быть принято одно из следующих решений:
о приостановлении в предоставлении государственной услуги;
об отказе в предоставлении государственной услуги.
При этом, случаи для отказа в предоставлении государственной услуги установлены, для приостановления в предоставлении государственной услуги Регламентом не установлены, в связи с чем, не предоставление Комитетом в настоящее время Дополнительных сведений (что свидетельствует о приостановке в предоставлении государственной услуги), по основаниям приведенным Комитетом, не является нарушением положений Регламента.
Как следует из административного искового заявления, Дополнительные сведения заявителю необходимы с целью дальнейшего утверждения границ и оформления права собственности в отношении земельного участка.
Однако, избранный способ защиты не восстановит права заявителя в защиту которых он обратился, поскольку в настоящее время правовые основания, для утверждения границ, передачи в собственность земельного участка отсутствуют, в связи со следующим.
На территории Санкт-Петербурга порядок передачи в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, определен распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 № «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании» (далее - Распоряжение №).
В соответствии с пунктом 1.2. Распоряжения №, передача участков в собственность граждан осуществляется на основании заявлений граждан, распоряжений администраций районов Санкт-Петербурга о передаче в собственность граждан находящихся в их пользовании участков, а также заключаемых в соответствии с указанными распоряжениями договоров о передаче участков в собственность граждан.
Согласно пункту 1.3. Распоряжения №, Комитет принимает заявления граждан об оформлении документов о передаче участков в их собственность, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, осуществляет подготовку проектов распоряжений администраций районов о передаче участков в собственность граждан и осуществляет подготовку проектов договоров (включая подписание договоров с землепользователями).
К компетенции администрации районов Санкт-Петербурга относится принятие решений о передаче участков в собственность граждан и издание соответствующих распоряжений, а также заключение договоров о передаче участков в собственность граждан.
Согласно статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ) в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, гражданин являющийся членом данного некоммерческого объединения имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Документы по передаче в собственность земельных участков, находящихся в пользовании граждан - членов садоводческого некоммерческого объединения граждан оформляются в порядке, установленном Распоряжением № и распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 16.05.2003 № «О порядке оформления документов при передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании».
В соответствии с указанным порядком оформление документов по передаче земельных участков в собственность членов некоммерческих садоводческих, дачных объединений осуществляется при условии предоставления утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки садоводческого, дачного некоммерческого объединения граждан либо при предоставлении акта исполнительного органа государственной власти о закреплении границ некоммерческого садоводческого, дачного объединения граждан с утверждением границ и площади земель общего пользования.
В соответствии с положениями ранее действующего законодательства проект организации и застройки территории коллективного садоводства должен был разрабатываться на основании архитектурно-планировочного задания комитета по архитектуре и градостроительству Ленинграда (Санкт-Петербурга) с последующим согласованием проектной документации с органами санитарного и пожарного надзора и утверждаться администрацией соответствующего района Санкт-Петербурга.
Также пунктом 3 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 21.03.1994 № 268-р «Об отводе земельного участка для организации коллективного садоводства», установлено, что освоение территории садоводства должно было производиться Садоводческим товариществом «1» в соответствии с утвержденным Колпинской районной администрацией проектом организации и застройки территории садоводства.
Предоставленный в Комитет «План застройки садоводства «1» не утвержден в установленном законом порядке, в связи с чем, данный документ не является проектом организации и застройки территории садоводства.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 03.04.2006 № были утверждены наружные границы земельного участка, занимаемого СНТ «1», распоряжением Комитета от 04.07.2006 № были утверждены границы земельных участков относящихся к имуществу общего пользования СНТ «1».
Однако в процессе выполнения топогеодезических работ в отношении земельных участков, приватизируемых гражданами - членами СНТ «1», было установлено несоответствие фактического использования территории СНТ «1» имеющемуся картографическому материалу, на основании и в соответствии с которым были изданы правовые акты вышеуказанных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
По указанным причинам распоряжение Комитета от 04.07.2006 № «Об утверждении границ земельного участка» отменено.
При этом земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, расположенный по адресу: <адрес>, прошедший кадастровый учет 10.10.2006 года с присвоением кадастрового номера №, не был снят с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2013 № утверждены наружные границы СНТ «1» площадью <данные изъяты> кв.м (с учетом осуществленной корректировки границ).
Границы земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования СНТ «1», утверждены распоряжением Комитета от 08.05.2014 №, от 19.08.2014 №, от 26.08.2014 №.
При том, в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования СНТ «1», прошедшего кадастровый учет 10.10.2006 года.
Данное обстоятельство является препятствием для изготовления схем расположения границ земельных участков, находящихся в пользовании граждан.
В связи с изложенным, Комитетом будет продолжена работа по подготовке документов, необходимых для приватизации земельных участков, находящихся в пользовании членов СНТ «1» после учета изменений земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования СНТ «1», осуществленного Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу, на основании заявления садоводства и в соответствии с распоряжениями Комитета от 08.05.2014 № от 19.08.2014 №. от 26.08.2014 №.
По указанным основаниям, в настоящее время, не могут быть предоставлены, подтвержденные Комитетом, и Дополнительные сведения, поскольку не соответствуют полной на сегодняшний день информации о земельном участке.
Подготовка проекта распоряжения администрации о передаче земельного участка в собственность, договора о передаче земельного участка, а также издание такого распоряжения и подписание договора невозможно до издания распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка (и осуществление кадастрового учета земельного участка).
Решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке по правилам, предусмотренным КАС РФ путем подачи административного искового заявления в трехмесячный срок (п. 1 ст. 219 КАС РФ), который, в рассматриваемом случае, истцом пропущен.
Пропуск без уважительных причин трехмесячного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об обжаловании решений, действий (бездействий) органов власти, является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении (п. 8 ст. 219 КАС РФ). Уважительные причины для пропуска срока, в рассматриваемом случае, отсутствуют, в связи с чем, Комитет просит его применить.
Исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, выслушав участников процесса, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
11.09.2015 года на обращение Новрузова А.И.о от 31.08.2015 года об ускорении рассмотрения заявления ООО * Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга был дан ответ, в котором указано, что 08.09.2015 года Управлением землеустройства Комитета был дан ответ на обращение ООО * о предоставлении дополнительных сведений об объектах недвижимости и объектах землеустройства «<данные изъяты>» от 18.06.2015 года (л.д. 14).
Ответом от 08.09.2015 года Управление землеустройства Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга уведомило ООО *о том, что Дополнительные сведения будут выданы после учета изменений в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования СНТ «1».
Административный истец считает, что указанное свидетельствует о бездействии Комитета.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Таким образом, бездействие это противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действий, которые лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него должностных обязанностей.
Суд не усматривает в действиях административного ответчика противоправного бездействия.
ООО * обратилось в Комитет с заявлением, в котором просило предоставить дополнительные сведения региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «<данные изъяты>» для подготовки схемы расположения земельного участка и утверждения границ земельного участка в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, заказчик работ Новрузов А.И.о.
Государственная услуга - подготовка документов для передачи земельных участков в собственность граждан, осуществляется Комитетом в порядке, установленном Административным регламентом, утвержденным Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга № 1990-р от 25.04.2013 года.
Согласно п. 2.3. указанного Регламента, результатом предоставления государственной услуги является:
выдача заявителю, являющемуся получателем государственной услуги, договора передачи земельного участка в собственность (в двух экземплярах) и доверенности администрации района Санкт-Петербурга на подачу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу заявления для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Указанный Регламент предусматривает возможность приостановления процедуры предоставления государственной услуги, не ограничивая сроков такого приостановления и не устанавливая оснований. Соответственно, при наличии обстоятельств, препятствующих предоставлению услуги, предоставление государственной услуги в рамках данного регламента может быть приостановлено.
Суд полагает, что ответ Комитета не является решением об отказе в предоставлении дополнительных сведений, а является разъяснением о невозможности их предоставления до осуществления кадастрового учета изменений земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования СНТ «1».
Суд полагает оспариваемое бездействие административного ответчика законным и обоснованным и полагает, что административный ответчик не вправе предоставить дополнительные сведения до осуществления кадастрового учета земель общего пользования СНТ.
При этом суд полагает обоснованным довод представителя Комитета в части того, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права, не способный привести к той правовой цели, которую намерен достигнуть административный истец, который, как указано в административном иске, намерен приобрести в собственность земельный участок, расположенный на территории, предоставленной СНТ «1», в порядке приватизации.
Дополнительные сведения региональной информационной сисьтемы необходимы для подготовки схемы расположения земельного участка и утверждения его границ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно статье 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков, за исключением строительства зданий, строений, сооружений, до возникновения права собственности на такие земельные участки или их аренды после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования.
При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
В соответствии с пунктом 1.1 "Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании", утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 г. N 2732-ра, оно применяется при оформлении документов по передаче из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга, в том числе, фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов.
В соответствии с пунктом 1.3 вышеназванного Положения Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ):
- принимает заявления граждан о передаче участков в их собственность;
- утверждает схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации;
- осуществляет подготовку проектов распоряжений администраций районов о передаче участков в собственность граждан;
- осуществляет подготовку проектов договоров (включая подписание договоров землепользователями).
Администрации районов:
- принимают решения о передаче участков в собственность граждан и издают соответствующие распоряжения;
- заключают договоры.
Порядок определения границ земельного участка установлен абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ и п. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года.
Так, согласно абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из указанного следует, что до определения в результате кадастрового учета границ и местоположения земель общего пользования СНТ «1» невозможно предоставить дополнительные сведения региональной информационной системы и утвердить схему расположения земельного участка, фактически занимаемого административным истцом.
Административный истец не оспаривает то, что кадастровый учет границ и местоположения земель общего пользования СНТ «1» в настоящее время не осуществлен.
Таким образом, не предоставление дополнительных сведений Комитетом не является проявлением противоправного бездействия и само по себе не нарушает прав и законных интересов Новрузова А.И.о, поскольку имеются иные обстоятельства, препятствующие передаче земельного участка в его собственность.
Довод представителя Комитета о пропуске административным истцом срока обращения в суд, не состоятелен, поскольку заявление ООО * поступило в Комитет 20.07.2015 года, а Новрузов А.И.о обратился в суд 28.10.2015 года, то есть до истечения 3-х месяцев со дня, когда он должен был узнать о нарушении своего права.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Новрузова А.И. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в выдаче дополнительных сведений отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк