ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Покровское 22 марта 2016года
Покровский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Гончаровой О.Н.
с участием помощника прокурора Покровского района Орловской области
Пересыпкина Д.Ю.,
при секретаре Карасеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, производственному торгово- закупочному потребительскому обществу «Покровчанка», муниципальному образованию городское поселение Покровское Покровского района Орловской области о прекращении права собственности и понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Покровского района Орловской области обратился в Покровский районный суд с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Покровского района проведена проверка исполнения законодательства по распоряжению объектами (сооружениями) гражданской обороны, обеспечения их готовности к чрезвычайным ситуациям, расположенных на территории Покровского района Орловской области. В ходе проверки установлено, что на территории городского поселения <адрес> расположены следующие защитные сооружения гражданской обороны: - противорадиационное укрытие №, расположенное по <адрес>; - противорадиационное укрытие №, расположенное по <адрес>. Согласно паспорту противорадиационного укрытия объект № принят в эксплуатацию в 01.09.1986 году, а объект № принят в эксплуатацию 12.09.1975году. По представленным сведениям Территориального управления Росимущества в Орловской области вышеуказанные сооружения гражданской обороны в реестре федеральной собственности отсутствует. Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях 1 - 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 названного Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке. Противорадиационные укрытия, расположенные по <адрес> и <адрес>, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральной собственностью. Из паспорта противорадиационного укрытия № следует, что по <адрес> расположен объект гражданской обороны - противорадиационное укрытие, данный объект был принят в эксплуатацию12.09.1975, в настоящий момент находится в эксплуатации ПТЗПО «Покровчанка». Из паспорта противорадиационного укрытия № следует, что по <адрес> расположен объект гражданской обороны - противорадиационное укрытие, данный объект был принят в эксплуатацию01.09.1986, в настоящий момент находится в эксплуатации администрации городского поселения п. Покровское. По информации Территориального управления Росимущества в Орловской области от 29.10.2015, в реестре федерального имущества сведения в отношении указанных защитных сооружений гражданской обороны отсутствуют. Таким образом, данные защитные сооружения в реестр федерального имущества не включены. На основании пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Согласно пункту 2 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447, учет федерального имущества - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом. В силу пп. «б» пункта 4 Положения учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах. Таким образом, противорадиационное укрытие, расположенное по <адрес>, относится к защитному сооружению гражданской обороны и в силу закона является федеральной собственностью, в связи, с чем Территориальное управление Росимущества в Орловской области обязано обеспечить учет указанного противорадиационного укрытия как объекта федеральной собственности. Просит суд обязать Территориальное управление Росимущества в Орловской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить учет: защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, расположенного по <адрес>, как объекта федеральной собственности; защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, расположенного по <адрес>, как объекта федеральной собственности.
В ходе подготовки к судебному заседанию в качестве соответчиков были привлечены муниципальное образование городское поселение Покровское, производственное торгово-закупочное потребительское общество «Покровчанка» (далее ПТЗПО «Покровчанка»).
В результате нескольких уточнений исковых требований, прокурор Покровского района Орловской области просил прекратить право собственности ПТЗПО «Покровчанка» на объект недвижимого имущества, противорадиационное укрытие №, расположенное <адрес>, инвентарный №, прекратить право собственности администрации городского поселения Покровское на объект недвижимого имущества противорадиационное укрытие №, расположенное в подвале здания администрации городского поселения Покровское по <адрес>, поскольку за данными юридическими лицами зарегистрировано право собственности на защитные сооружения, являющимися объектами гражданской обороны, которые в настоящее время не утратили своего назначения и должны относится исключительно к федеральной собственности. Обязать Территориальное управление Росимущества в Орловской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, противорадиационных укрытий №, расположенного по <адрес>, №, расположенного по <адрес>, как объектов федеральной собственности.
В судебном заседании помощник прокурора Пересыпкин Д.Ю. отказался от исковых требований в части предъявления требований к ПТЗПО «Покровчанка» о прекращении права собственности на объект недвижимого имущества, противорадиационное укрытие №, расположенное <адрес>, инвентарный № и Территориальному управлению Росимущества в Орловской области об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны противорадиационного укрытия №, расположенного по <адрес> как объекта федеральной собственности. В остальном исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Отдельным определением производство по делу в части отказа от исковых требований прекращено.
Представитель ответчика муниципального образования городской поселок Покровское Голосов В.Н. исковые требования признал, и не возражал против их удовлетворения. В дополнении указал, что право муниципальной собственности на здание администрации, расположенное по <адрес> было зарегистрировано 05 апреля 2011 года.
Представитель ответчика территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее ТУ Росимущества в Орловской области) Кожухова А.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет ТУ Росимущества в Орловской области, отсутствуют записи об учете противорадиационного укрытия №, расположенного по <адрес>. Для внесения сведений в реестр федерального имущества вышеуказанных объектов недвижимого имущества необходимо наличие у ТУ Росимущества в Орловской области документов на данные объекты. Документальным основанием для ведения учета защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО) является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Однако территориальное управление не располагает документами, подтверждающими тот факт, что указанные объекты недвижимости отнесены к защитным сооружениям гражданской обороны. Прокурором не в полной мере проведена проверка, он должен был обратится в их орган в досудебном порядке с требованием о постановке на учет защитных сооружений.
Представитель третьего лица Главного Управления МЧС России по Орловской области Бикусова А.А. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда, пояснив, что функции по осуществлению юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации, в соответствии с Положением о Федерально агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, возложены на Территориальное управление Росимущества в Орловской области. На территории Орловской области проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны, одной из задач которой являлось определение фактического состояния ЗС ГО и выработка предложений об их дальнейшей эксплуатации. По итогам инвентаризации подготовлены перечни ЗС ГО, необходимых для осуществления полномочий в области гражданской обороны и защиты населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Орловской области и органами местного самоуправления Орловской области, а также составлены инвентаризационные карточки ЗС ГО № и №. Указанные объекты, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчинённости предприятия, относятся исключительно к федеральной собственности.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области Берлизев С.А. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, согласно телефонограмме, просил дело рассмотреть в его отсутствие, по исковым требованиям полагался на усмотрение суда.
Заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.1,5 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации-республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
На основании п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне » предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно п.п.2,8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Как следует из материалов дела согласно паспорту убежища, противорадиационного укрытия №, предназначено как подсобное помещение для хозяйственных нужд, расположено в подвальном помещении по <адрес>, введено в эксплуатацию в 1989 году (л.д. 33).
В инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны № указано, что ЗС ГО расположено <адрес>, находится в муниципальной собственности администрации городского поселения Покровское (л.д. 34-41).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05 апреля 2011 года в собственности муниципального образования городское поселение Покровское находится помещение 1, назначение нежилое, общей площадью 1770,2 кв.м., 1,2 этаж, подвал<адрес>.
Допрошенный в качестве свидетеля <данные изъяты> Н. подтвердил, что согласно инвентаризационным описям, в подвальном помещении здания администрации городского поселения Покровское находится защитное сооружение гражданской обороны противорадиационное укрытие №.
Согласно п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора в части прекращения права муниципальной собственности на защитное сооружение- объект недвижимого имущества- противорадиационное укрытие №, расположенное в подвале здания по <адрес>., подлежат удовлетворению, поскольку указанный объект должен находится в собственности Российской Федерации.
Также суд считает, что исковые требования прокурора Покровского района Орловской области об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны- противорадиационного укрытия №, расположенного по <адрес> как объекта федеральной собственности подлежат удовлетворению.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
На основании п.2 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 года №447, учет федерального имущества-это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Согласно пп. «б» п.4 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента Российской Федерации и постановлениями правительства Российской Федерации, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
Согласно представленной инсформации Территориального управления Росимущества в Орловской области от 29 октября 2015 года, в реестре федерального имущества сведения в отношении указанного защитного сооружения гражданской обороны отсутствует (л.д.11).
Следовательно Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области обязано обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны- противорадиационного укрытия №, расположенного по <адрес> как объекта федеральной собственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Государственный стандарт Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 года № 327, определяет защитное сооружение как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ.
Требования заявлены прокурором на основании результатов проверки, которой было установлено, что противорадиационное укрытие №, расположенное по <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, это обусловлено и тем, что указанное сооружение не стоит на учете государственного имущества, в отношении него не осуществляются уполномоченными органами мероприятия, направленные на содержание их в состоянии, обеспечивающем готовность защитного сооружения к приему укрываемых, использованию в соответствии с задачами, для которого осуществлялось создание данного объекта гражданской обороны.
Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества.
По вышеуказанным обстоятельствам суд считает необоснованными довод представителя ответчика ТУ Росимущества в Орловской области о том, что указанный объект не был поставлен на учет, поскольку отсутствовали сведения и документы по данному защитному сооружению.
Довод представителя ответчика ТУ Росимущества в Орловской области о том, что прокурор не избрал иные средства прокурорского реагирования и не обратился в их адрес с требованием об исполнении обязанности по учету объектов федеральной собственности, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку, обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор избрал один из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса РФ.
Проанализировав все представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора Покровского района Орловской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
решил
Исковые требования прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, муниципальному образованию городское поселение Покровское Покровского района Орловской области о прекращении права собственности и понуждении к совершению действий удовлетворить.
Прекратить право муниципальной собственности администрации городского поселения Покровское Покровского района Орловской области на объект недвижимого имущества - противорадиационное укрытие №, расположенное в подвале здания по <адрес>.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия №, расположенного по <адрес> как объекта федеральной собственности.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Покровский районный суд Орловской области.
Судья О.Н. Гончарова
Мотивированный текст решения изготовлен 28 марта 2016 года.