Дело №2-471-2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Губахинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумакова Николая Василевича к главе Губахинского муниципального района о признании незаконным распоряжения, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истец Шумаков Н.В. обратился в суд с иском о признании незаконным распоряжения главы Губахинского муниципального района №-К от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате ежемесячного денежного поощрения за май 2012 года главе администрации Губахинского муниципального района», мотивируя свои требования тем, что он занимает должность главы администрации Губахинского муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящий момент, что подтверждается «контрактом, с лицом назначаемым на должность главы местной администрации».
ДД.ММ.ГГГГ им получено распоряжение главы муниципального района-председателя Земского Собрания Губахинского муниципального района <адрес> №-к «О выплате ежемесячного денежного поощрения за май 2012 года главе администрации Губахинского муниципального района», из которого следует, что - за качественную подготовку и участие в проведении мероприятий по организации призыва граждан на военную службу, провести ежемесячную денежную выплату в размере 5% от установленного должностного оклада за май 2012г главе администрации ГМР Шумакову Н.В.
Пунктом 2 распоряжения установлено главному бухгалтеру администрации ГМР произвести выплату.
С указанным распоряжением он не согласен, считает его не законным и не обоснованным, по следующим основаниям.
На основании главы 4 контракта от ДД.ММ.ГГГГ, оплата труда ему производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада и следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных в фиксированной сумме:
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на
муниципальной службе;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия
муниципальной службы;
ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за
работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
премии по результатам работы в соответствии с положением,
утвержденным Представителем нанимателя в размере 25% (указанная
выплата является ежемесячной выплатой);
материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда
оплаты труда муниципальных служащих, в размере 2 должностных окладов;
других выплат, предусмотренных законодательством РФ о муниципальной службе и настоящим законом.
Таким образом, исходя из условий контракта, ежемесячная премия выплачивается ему в фиксированной сумме в размере 25% должностного оклада.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-к ему установлен размер премирования за май месяц в размере меньшем, чем установлено контрактом, (всего, в размере 5%) в то же время, данное распоряжение нельзя считать распоряжением о де премировании, ввиду указанной в нем формулировке: «за качественную подготовку и участие...».
Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ трудовой договор должен содержать сведения, в том числе, - условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премиии иные поощрительные выплаты).
Так, согласно положениям ст. 129 Трудового кодекса РФ, премия входит в системы оплаты труда как ее составляющий элемент. Это подтверждается и п.п. «н» п. 2 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», где закреплено положение о том, что премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, учитываются в структуре выплат, применяемых у соответствующего работодателя, для расчета среднего заработка.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Статьей 3 Трудового кодекса РФ установлено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Статьей 2 Трудового кодекса РФ установлены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, одними из которых являются:
- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном
размере выплату справедливой заработной платы
- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых
прав и свобод, включая судебную защиту
- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия
заключенного договора.
Статьей 22 установлены основные права и обязанности работодателя. Работодатель имеет право:
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной
ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными
федеральными законами.
Работодатель обязан:
- соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, со
держащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллек-
тивного договора, соглашений и трудовых договоров;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработ-
ную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
- знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 392 Трудового кодекса РФ установлены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, так работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
После получения распоряжения №-к, он обратился к работодателю за разъяснением содержащихся в нем положений, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ им получено письмо № б/н от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении разъяснений о выплате денежного поощрения за май 2012г», по сути, в котором указано, что премия ему за май месяц выплачивается в размере 5% вместо причитающихся согласно контракта 25% от установленного должностного оклада. В обоснование своих доводов работодатель сослался на решение земского собрания ГМР от ДД.ММ.ГГГГ №, с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №.
Действия работодателя в данной ситуации считает незаконными, нарушающими права работника.
Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о размерах и об основаниях произведенных удержаний в том числе.
Распоряжение №-к не содержит указанных сведений, напротив используется формулировка «за качественную подготовку и участие...».
Статьей 192 Трудового кодекса РФ установлены виды дисциплинарных взысканий, такие как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Виды дисциплинарных взысканий устанавливаются за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
В статье 193 Трудового кодекса РФ установлен порядок применения дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
За указанный период он не подвергался дисциплинарному взысканию, что могло бы повлечь за собой применение последствий в виде уменьшения размера премирования.
Согласно ст. 306 Трудового кодекса РФ об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель - физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 14 календарных дней. Согласно ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора.
Также, глава муниципального района - председатель Земского Собрания ГМР не вправе давать распоряжения главному бухгалтеру администрации ГМР.
В судебном заседании истец Шумаков Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании ответчик - глава Губахинского муниципального района Борисов А.В. с иском не согласен, так как в соответствии с Реестром муниципальных должностей Пермского края, утвержденным Законом Пермского края от 01.07.2009 № 465-ПК «О реестре должностей муниципальной службы в Пермском крае» должность главы администрации муниципального образования является высшей должностью муниципальной службы.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Законом Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК утверждена типовая форма контракта, заключаемого с главой местной администрации, глава 4 которого предусматривает установление в тексте контракта фиксированного размера должностного оклада и ежемесячных надбавок к нему в процентном отношении.
При этом, согласно под п. «4» п. 4.1. контракта, премия по результатам работы назначается в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя.
В соответствии с п.п. 1.5 Положения о ежемесячном денежном поощрении, премировании по результатам работы за квартал, год, за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальных служащих органов местного самоуправления Губахинского муниципального района, утвержденным Решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, ежемесячное денежное поощрение, премирование муниципальных служащих по результатам их труда является правом, а не обязанностью работодателя.
Положением установлено, что ежемесячная премия выплачивается за счет и в пределах средств фонда оплаты труда, при этом ее размер не может превышать 25 % должностного оклада.
Таким образом, ни действующее законодательство, ни контракт, заключенный с истцом, не содержат норм, устанавливающих фиксированный размер ежемесячной премии, в связи с чем, доводы истца об изменении условий договора (контракта), применения к нему мер дисциплинарного взыскания и т.д., изложенные в исковом заявлении, являются необоснованными.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные документы по делу, не находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1, 2 статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В судебном заседании установлено, что истец Шумаков Н.В. занимает должность главы администрации Губахинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ. С этого же времени с ним заключен и трудовой контракт, глава 4 которого предусматривает оплату труда, в том числе подпунктом 4 пункта 4.1 предусмотрена выплата премии по результатам работы в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя. В соответствии с разделом 7.1.1 действующего на момент заключения контракта Положения о порядке назначения муниципальным служащим Губахинского муниципального района ежемесячных надбавок, стимулирующих и социальных выплат (приложение к Положению о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Губахинского муниципального района, утвержденного Решением Земского собрания Губахинского муниципального района <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ), ежемесячная денежная премия может быть установлена в размере до 25% должностного оклада. Распоряжением главы Губахинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячного денежного поощрения за ДД.ММ.ГГГГ года главе администрации Губахинского муниципального района определена в размере <данные изъяты> от установленного должностного оклада.
Изложенное подтверждается как пояснениями сторон, так и письменными документами по делу:
контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного тогдашним главой Губахинского муниципального района ФИО7 с истцом – Шумаковым Н.В.- как с лицом назначенным на должность главы местной администрации;
положением о порядке назначения муниципальным служащим Губахинского муниципального района ежемесячных надбавок, стимулирующих и социальных выплат, определенного приложением к Положению о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Губахинского муниципального района, утвержденного Решением Земского собрания Губахинского муниципального района <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая изложенное, суд не принимает во внимание доводы истца о том, что в отношении его надо принимать во внимание приписку в контракте в разделе 4 подпункта 4 пункта 4.1 после слов: ; 25%, а не само Положение о порядке назначения муниципальным служащим Губахинского муниципального района ежемесячных надбавок, стимулирующих и социальных выплат, так как подписью главы Губахинского муниципального района данная приписка не оговорена; специального распоряжения по кадрам по администрации района в отношении размера ежемесячного поощрения в отношении главы нет; допрошенные в судебном заседании свидетели: главный бухгалтер администрации района ФИО8, работающий начальник управления делами администрации района ФИО6 суду подтвердили, что цифра № в контракте истца означает максимальный предел данного поощрения как в Положении, потому что финансистами расходы по фонду заработной платы по данной выплате закладываются в пределах до 25%.
Поэтому, оценивая все в совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска истцу Шумакову следует отказать.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Отказать Шумакову Николаю Васильевичу в удовлетворении иска о признании незаконным распоряжения №-К от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате ежемесячного денежного поощрения за май 2012 года главе администрации Губахинского муниципального района».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: