Решение по делу № 2-777/2016 от 19.05.2016

Дело № 2-777/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2016 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой.

при секретаре В.Н. Кожевникове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Покиньборода Р. З. к администрации Корсаковского городского округа о заключении договора найма служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Покиньборода Р.З. обратилась в суд с иском, в котором просила: 1)признать незаконными действия администрации КГО, связанные с отказом от заключения с ней договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, 2)обязать администрацию Корсаковского городского округа произвести согласование представленных территориальным отделением ФГКУ «Востокрегионжилье» документов для заключения с ней договора найма служебного жилого помещения по указанному адресу.

В обоснование своего иска указала, что является военнослужащей и проходит военную службу по контракту, признана нуждающейся в получении жилого помещения, в связи с чем ФГКУ «Востокрегионжилье» 6 февраля 2015 года обратилось в администрацию с ходатайством о заключении с ней договора найма служебного жилого помещения по указанному адресу, освобожденного военнослужащим, выехавшим к новому месту жительства.

Администрация Корсаковского городского округа отказала в удовлетворении ходатайства, сославшись на наделение полномочиями по заключению договоров найма служебных жилых помещений наделено МУП «Наш дом», кроме того, постановлением мэра Корсаковского городского округа от 13.01.2010 года № 10 «Об установлении категории граждан, которым предоставляют служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде» категория граждан «военнослужащие» не предусмотрена.

С отказом она не согласна, поскольку считает, что имеет право на жилое помещение согласно статье 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», подлежащей прямому применению.

26 июля 2016 года истица изменила свои исковые требования в части второго пункта своих требований, просит обязать администрацию Корсаковского городского округа принять решение о заключении с ней договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.

В судебном заседании представитель истицы Б. исковые требования поддержал, ссылается на приобретенное истицей право пользования жилым помещением в силу статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», отсутствие фактической передачи жилого помещения в муниципальную собственность.

Представитель администрации Корсаковского городского округа ранее в судебном заседании В. иск не признала, полагает, что законные основания для заключения такого договора отсутствуют, в настоящее судебное заседание представитель ответчика не явился.

Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» в судебное заседание не явился, третье лицо извещено о рассмотрении дела.

Выслушав сторону истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 92 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (часть 2 статьи 100 ЖК РФ). Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

По общим правилам статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах (абзац 2 пункта 1 статьи 15).

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (абзац 8 пункта 1 статьи 15).

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения (абзац 13 пункта 1 статьи 15).

Согласно пункту 5 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

При этом предоставляемые жилые помещения не обязательно должны относиться к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации.

Поскольку данная норма не содержит ограничений по критерию принадлежности жилых помещений к тому или иному виду жилищного фонда (государственному или муниципальному), в качестве таковых могут предоставляться и жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Истица представила контракт о прохождении военной службы от 23 марта 2016 года, заключенный на срок три года.

Как видно из представленных истицей документов, начальник территориального отделения ФГКУ «Востокрегионжилье» Г. 28 апреля 2015 года обратился к мэру Корсаковского городского округа с ходатайством о заключении договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, в/г , инвентарный , квартира с военнослужащей войсковой части 35390, ефрейтором Покиньборода Р. З..

Согласно ответу вице-мэра Корсаковского городского округа Д. от 29 мая 2015 года указанное жилое помещение не отнесено в установленном порядке к числу служебных, кроме того, решения о предоставлении жилого помещения органом местного самоуправления не принималось, служебное жилое помещение не могло быть предоставлено Покиньборода Р.З., поскольку согласно постановлению мэра Корсаковского городского округа от 13.01.2010 года военнослужащие не относятся к категории граждан, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2013 года в собственность муниципального образования «Корсаковский городской округ» передано недвижимое имущество согласно приложению «Перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области».

В указанном Перечне под значится жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир) по адресу <адрес>, в/г , инвентарный .

Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года -р военный городок исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России», в связи с чем квартиры, расположенные в этом доме не относятся к специализированному жилищному фонду военных городков.

Как видно из представленной ответчиком переписки по поводу передачи домов Министерства обороны РФ в муниципальную собственность, 26 июля 2013 года в адрес администрации Корсаковского городского округа начальником ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ» направлен проект передаточного акта с приложением № 1 и приказ заместителя обороны РФ от 5 июня 2013 года.

Указанные документы сведений о служебных жилых помещениях и правах военнослужащих на них не содержат.

В ответ на это письмо письмом органа местного самоуправления от 2 августа 2013 года в подписании акта приема-передачи отказано до создания в установленном порядке комиссии с представителями передающей стороны, идентификации передаваемых объектов, решения вопроса по разрушенным объектам недвижимости.

В период подготовки к передаче домов в муниципальную собственность администрации Корсаковского городского округа письмом начальника Сахалинского отдела Восточного филиала ФГГУ «Управление эксплуатации и расквартирования» МО РФ от 6 июня 2011 года был передан перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, состоящих на балансе в ФГУ «Анивская КЭЧ» Минобороны России, в котором в строке под номером 23 указан жилой <адрес>, в бывшем военном городке , с указанием квартир, имеющих статус служебных.

Квартира 33 в этом списке не значится, следовательно, при передаче статуса служебной не имела.

По сообщению временно исполняющего обязанности начальника территориального отделения ФГКУ «Востокрегионжилье» от 27 июля 2016 года , сведения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду у уполномоченного органа военного управления отсутствуют.

Тем не менее, из сообщения о предоставлении жилого помещения от 27 августа 2015 года следует, что Покиньборода Р.З. распределено служебное жилое помещение по адресу <адрес>.

Между тем, если жилое помещение не отнесено в установленном порядке к категории служебных, оно не может являться предметом договора найма служебного жилого помещения.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества МО «Корсаковский городской округ» жилое помещение по адресу <адрес>, является муниципальной собственностью.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (вопрос 21), утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 7 и 14 июня 2006 года, содержатся разъяснения, согласно которым при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Из ответа МУП «РКЦ» на запрос суда следует, что поквартирные карточки на квартиры в домах 273 и 274 в с. Соловьевка Корсаковского района не передавались, в связи с чем суду не представлены.

Распределение жилых помещений военнослужащим на условиях найма служебного жилого помещения производится в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации служебных помещений, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280, согласно которой решение о включении в список на предоставление жилого помещения принимается уполномоченным органом Министерства обороны РФ в течение 10 дней со дня предоставления признанным нуждающимся в получении жилья военнослужащим предусмотренных Инструкцией документов.

Решение о предоставлении жилого помещения принимается после поступления сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено (пункт 5 Инструкции).

Доказательств того, что распределяемое жилое помещение в установленном законом порядке было отнесено к специализированному жилищному фонду (к жилым помещениям) в материалы дела не представлено.

В связи с этим, несмотря на то, что в отказе от 29 мая 2015 года органом местного самоуправления необоснованно указано на отсутствие у истицы права на получение служебного жилого помещения из муниципального жилищного фонда, без отнесения спорного жилого помещения к служебным в установленном порядке орган местного самоуправления лишен возможности принять решение о заключении договора найма служебного жилого помещения.

Для согласования предоставления жилого помещения, как указано в первоначальном иске, в законе основания отсутствуют.

Представленный истицей список распределения жилых помещений по войсковой части 36 225, без даты, не согласован с начальником Южно-Сахалинского гарнизона.

Между тем как основанием выдачи ордера на жилое помещение (приобретения права на жилое помещение) согласно пункту 37 действовавшей в 2004 году Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80, являлся список распределения жилых помещений, утвержденный начальником гарнизона.

Из указанного списка следует, что Б. с членами семьи женой Покиньборода Р. З., двумя сыновьями и матерью Е. в порядке отселения из аварийного жилищного фонда предоставлена квартира по адресу <адрес>.

Из объяснений истицы следует, что дом с инвентарным номером 274 имеет адресный .

Ранее эта же квартира была предоставлена её супругу в связи с военной службой. После прекращения военной службы и получения жилья в Санкт-Петербурге он сдал квартиру Министерству обороны РФ, а она, в свою очередь заключила контракт о военной службе и ей необходимо закрепить жилье на время действия контракта.

Тем не менее доказательств того, что <адрес> ранее была занята военнослужащим в материалы дела не представлено, поскольку документальных данных, подтверждающих более раннюю нумерацию дома 274 как 273, в материалы дела не представлено.

Однако истица ошибочно считает, что ответчиком оспаривается её право на предоставленную ей ФГКУ «Востокрегионжилье» квартиру, поскольку в отказе в согласовании заключения договора найма служебного жилого помещения по существу право истицы на указанную квартиру не оспаривается, препятствий к использованию истицей жилого помещения не имеется, приведено совсем иное основание.

При таких обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Покиньборода Р. З. к администрации Корсаковского городского округа – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2-777/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Покиньборода Р.З.
Ответчики
Администрация КГО
Суд
Корсаковский городской суд Сахалинской области
Дело на сайте суда
korsakovskiy.sah.sudrf.ru
19.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2016Передача материалов судье
20.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.07.2016Предварительное судебное заседание
03.08.2016Судебное заседание
23.08.2016Судебное заседание
23.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее