Дело № 2-2301/18
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2018 года город Казань
Московский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи З.Н.Замалетдиновой, при секретаре К.С.Елехиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гараева Максима Ришатовича к муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», ИК МО г. Казани о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
М.Р.Гараев обратился в суд с исковым заявлением муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», ИК МО г. Казани о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указано, что М.Р.Гараев с 21.01.2002 состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Кировского и Московского районов города Казани. С 09.08.2013 истец был прописан и проживал в квартире вместе с бабушкой А.Я.Безруковой по адресу: <адрес>, принадлежавшей ей на праве собственности. Общая площадь квартиры составляет 43,1 кв.м. С 2015 года по 2017 год истец снимал отдельное жилье вместе с будущей супругой. В 2017 году истец проживал в квартире в бабушке в связи с ухудшением состояния ее здоровья. 21.06.2017 А.Я.Безрукова умерла. Квартира перешла в собственность Т.Л.Назаренко и Т.И.Гараевой по 1/2 доле.
В феврале 2018 года подошла очередь истца на улучшение жилищных условий, однако истцом был получен отказ, ввиду не оформления вышеуказанной квартиры на тот момент. С данным отказом истец не согласен, в связи с чем, просит признать недействительным распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО города Казани «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» №1029р от 28.06.2018.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил признать недействительным распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО города Казани «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» №1029р от 28.06.2018, обязать ответчика восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки 21.01.2002.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Представитель ответчика МКУ «Администрация Кировского и Московского районов города Казани» в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщила. Согласно отзыву на исковое заявление, в удовлетворении исковых требований просит отказать. Суд рассмотрел дело в ее отсутствии в порядке заочного производства.
Представитель ответчика ИКМО города Казани в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением, о причинах неявки суду не сообщил. Суд рассмотрел дело в его отсутствие в порядке заочного производства.
Третье лицо Т.А.Гараева в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением, о причинах неявки суду не сообщила. Суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Третье лицо Т.Л.Назаренко в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте судебного заседания, почтовый конверт с судебной повесткой возвращен в суд по истечении срока хранения. Суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу частей 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, согласно которой выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).
Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил следует, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 вышеуказанных Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем вынужденных переселенцев основного мероприятия - гражданам, указанным в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом установлено, что М.Р.Гараев ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус вынужденного переселенца с 25.12.2001 на основании решения ТО Минфедерации РФ в Республике Татарстан от 25.12.2001, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца АД № от ДД.ММ.ГГГГ М.Р.Гараева.
Постановлением Главы администрации Московского района г. Казани № 26 от 21.01.2002 Т.И.Гараева (мать истца) с семьей в составе трех человек (супруг и сын несовершеннолетний М.Р.Гараев) приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани № 662р от 07.04.2014 были внесены изменения в учетное дело № 425: исключены из состава семьи Гараевых заявительница Гараева Татьяна Ивановна и ее супруг Гараев Ришат Ахатович согласно пункту 1 части 1 статьи 56 ЖК РФ, заявителем признан Гараев Максим Ришатович.
Распоряжением главы администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани от 28.06.2018 № 1029р М.Р.Гараеву отказано в подтверждении нуждаемости, и он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью жилого помещения более учетной нормы (л.д.173).
Согласно выпискам из домовой книги следует, что истец с 09.08.2013 по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, в принадлежавшей его бабушке - А.Я.Безруковой квартире. Также в данной квартире зарегистрирована супруга истца - Е.А.Гараева (с 21.10.2015) (л.д.178, 199).
Как следует из финансового лицевого счета на данную квартиру по состоянию на 04.12.2018, квартиросъемщиком является А.Я.Безрукова, количество проживающих с ней - 2 человека, общая площадь квартиры составляет 43,1 кв.м., жилая площадь квартиры - 29,8 кв.м. (л.д.200)
21.06.2017 А.Я.Безрукова умерла, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о смерти.
26.12.2017 временно исполняющей обязанности нотариуса В.О.Неждановой Т.И.Гараевой (дочери А.Я.Безруковой и матери истца) выдано свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, расположенную по адресу: город Казань, улица Кр.Позиции, дом 15, квартира 9.
18.07.2018 между Т.И.Гараевой и Т.Л.Назаренко заключен договор дарения доли в праве общей долевой собственности на квартиру, согласно которому Т.И.Гараева безвозмездно передала Т.Л.Назаренко 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 13.12.2018 следует, что собственниками вышеуказанной квартиры являются Т.И.Гараева, доля в праве 1/2, и Т.Л.Назаренко, доля в праве 1/2.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Исходя из вышеуказанных норм в их взаимосвязи следует, что право собственности на квартиру <адрес> перешло к наследнику Т.И.Гараевой в день смерти А.Я.Безруковой - 21.06.2017, независимо от государственной регистрации права на жилое помещение.
Вместе с тем, 28.09.2018 ответчиком вынесено распоряжение о снятии истца М.Р.Гараева с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы, что не соответствует действительности, поскольку суммарный уровень обеспеченности жилой площадью истца составляет 9,9 кв.м. из расчета 29,8 кв.м (расчет берется от жилой площади, согласно действовавшему законодательству на дату постановки истца на учет, до 01.05.2005) делим на 3.
Таким образом, основания, которые давали истцу до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение жилого помещения по договору социального найма, не утрачены, так как его обеспеченность жилой площадью остается менее нормы предоставления.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани № 1029р от 28.06.2018 является незаконным в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий М.Р.Гараева, зарегистрированного по адресу г. Казань, улица Красной Позиции дом 15 квартира 9, в связи с обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы.
Исходя из чего, ответчик обязан восстановить М.Р.Гараева на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет, 21.01.2002.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования М.Р.Гараева подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежат взысканию понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гараева Максима Ришатовича к муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», ИК МО г. Казани о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани № 1029р от 28.06.2018 незаконным в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Гараева Максима Ришатовича, зарегистрированного по адресу г. Казань, улица Красной Позиции дом 15 квартира 9, в связи с обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы.
Обязать главу Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета г. Казани восстановить Гараева Максима Ришатовича на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки 21.01.2002.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в пользу Гараева Максима Ришатовича судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья З.Н.Замалетдинова