Дело № 33-7023/2017
Апелляционное определение
г. Тюмень |
06 декабря 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Копановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Администрации г.Тобольска, Главного управления строительства Тюменской области на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 25 сентября 2017 года, которым постановлено:
«Признать незаконным Распоряжение Администрации г. Тобольска от 18.04.2017 г. № 350-р об отказе Телятникову Дмитрию Валерьевичу, Телятниковой Елене Сергеевне <.......> в выдаче свидетельства молодым семьям - претендентам на получение социальной выплаты в 2017 году и снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты.
Признать за Телятниковым Дмитрием Валерьевичем, Телятниковой Еленой Сергеевной право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году.
Возложить на Администрацию г. Тобольска обязанность по включению молодой семьи в составе: Телятникова Дмитрия Валерьевича, Телятниковой Елены Сергеевны, a12 в список молодых семей – участников подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г., исходя из даты подачи заявления от 23.05.2016 года.
Возложить на Главное управление строительства Тюменской области обязанность по включению молодой семьи в составе: Телятникова Дмитрия Валерьевича, Телятниковой Елены Сергеевны, a13 в список претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году, согласно дате подачи заявления от 23.05.2016 года.
Возложить на Администрацию г. Тобольска обязанность по выдаче молодой семье в составе: Телятникова Дмитрия Валерьевича, Телятниковой Елены Сергеевны, a14 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя истцов Третьяковой Л.В., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционных жалобы, объяснения представителя ответчика Яковлева И.Н., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истцы Телятников Д.В., Телятникова Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <.......>, обратились в суд с иском к Администрации г.Тобольска, Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконным Распоряжения Администрации г.Тобольска №350-р от 18 апреля 2017 года об отказе в выдаче свидетельства молодым семьям – претендентам на получение социальной выплаты в 2017 году и снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты, признании права молодой семьи истцов в составе 3 человек на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить выплату в 2017 году, возложении на Администрацию г.Тобольска обязанности по включению молодой семьи в составе 3 человек в список молодых семей - участников подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году, согласно дате подачи ими заявления 23 мая 2016 года, а также выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, возложении на Главное управление строительства Тюменской области обязанности по включению молодой семьи, в список претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году согласно дате подачи ими заявления от 23 мая 2016 года.
Требования мотивированы тем, что Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года №78-п, Распоряжением Администрации г.Тобольска от 14 июля 2011 года №359-р семья Телятниковых была принята на учет молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, в целях предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Ежегодно с 2012 года их семья вносилась в списки молодых семей, включаемых в резерв на получение социальных выплат. 23 марта 2017 года они были включены в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году за номером 52. Однако Распоряжением Администрации г.Тобольска от 18 апреля 2017 года №350-р истцам отказано в выдаче свидетельства, семья снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещений в целях предоставления социальной выплаты. Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 23 мая 2017 года истцы были исключены из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году. Основанием для отказа явилась регистрация Телятниковой Е.С. по месту жительства в <.......>
Истцы Телятников Д.В., Телятникова Е.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего a11 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Их представитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г.Тобольска в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Администрации г.Тобольска. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на ст.ст. 1, 219, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и считает, что заявление истцов об обжаловании решений органов местного самоуправления поступило за пределами установленного законодательством срока, чему судом не дана была соответствующая правовая оценка. По мнению ответчика, распоряжение №350-р от 18 апреля 2017 года издано в пределах полномочий органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, в частности в соответствии с п.6.4.1 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 №78-п, поскольку согласно п.1.4 указанного Порядка все члены молодой семьи должны постоянно проживать (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области, не включая Ханты-Мансийский автономный округ – Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, в то время как Телятникова Е.С. имеет регистрацию по месту жительства в <.......> – Югры.
С постановленным решением также не согласен ответчик Главное управление строительства Тюменской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что при подготовке дела к судебному разбирательству суд обязан был дать оценку материально-правовым отношениям, являющимся основанием иска, и привлечь к участию в деле Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, как лицо, имеющее материально-правовой и процессуально-правовой интерес в исходе дела. Полагает, что требования истцов подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, при этом они обратились в суд с пропуском срока, установленного ст.219 указанного Кодекса. По мнению ответчика, решение Тобольского городского суда Тюменской области от 12 июля 2017 года не является основанием для признания незаконным Распоряжения Администрации г.Тобольска №350-р от 18 апреля 2017 года, поскольку вступило в законную силу позднее даты принятия решения. Поясняет, что сводный список уже сформирован, действующим законодательством возможность внесения изменений в него не предусмотрена.
В возражениях на апелляционные жалобы ответчиков истцы просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений Телятниковых относительно доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в качестве ее составной части - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым Семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 года №889 утверждена новая редакция указанной программы со сроком действия 2015-2020 гг.
В соответствии с названными Правилами правом формирования списков участников Подпрограммы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.п.4,17,20,21,24).
В силу положений п.п.22-24 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в установленные сроки.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Как следует из материалов дела, семья Телятниковых на основании приказа Главного управления строительства Тюменской области 25 января 2017 года №0039-од была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.
На основании распоряжения Администрации г.Тобольска от 18 апреля 2017 года №350-р семье истцов было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2017 году и семья Телятниковых снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты, в связи с тем, что Телятникова Е.С. зарегистрирована по месту жительства в <.......>.
Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года №78-п утверждено «Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома».
В соответствии с п. 1.4. Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства утвержденным Постановление Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п (ред. от 22.11.2017), одним из условий предоставления социальной выплаты является условие о том, что все члены молодой семьи должны проживать (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области, не включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, и иметь доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В случае отсутствия регистрации по месту жительства факт постоянного проживания всех членов молодой семьи подтверждается соответствующим решением суда (п. «в»).
Из материалов дела следует, что семья Телятниковых в составе семьи из <.......> была поставлена на учет на предоставление социальной выплаты на основании распоряжения администрации г.Тобольска от 14 июля 2011года № 359-р.
На период постановки истцов на учет на предоставление социальной выплаты, редакция п.1.4 вышеуказанного Порядка не предусматривала обязательную регистрацию граждан по месту жительства.
Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 12 июля 2017 года установлен факт проживания Телятниковой Е.С. в период с 17 октября 2010 года по адресу <.......> (л.д.44).
Таким образом, Телятниковы в 2011 году обоснованно поставлены на учет на предоставление социальной выплаты, так как их семья соответствовала всем требованиям, предусмотренным п.1.4 Порядка, оснований для отказа Телятниковым в выдаче свидетельства молодым семьям - претендентам на получение социальной выплаты в 2017 году и снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты, не имелось.
Выражая свое несогласие с постановленным решением, ответчики в апелляционных жалобах также ссылаются на то обстоятельство, что исковые требования Телятниковых должны были быть рассмотрены в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Однако данный довод являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, поскольку исходя из разъяснений, изложенных в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционных жалоб, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Администрации г.Тобольска, Главного управления строительства Тюменской области – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи коллегии: подписи
<.......>
Судья