Дело №2–1043/16 <.....>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2016 года
Орджоникидзевский районный суд г.Перми в составе:
судьи Фроловой О.В.,
при секретаре Репиной Д.А.,
с участием представителя истца Кандрашовой Т.А. – Хомяковой А.В., по доверенности от 22.06.2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кандрашовой Т. А. к департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, о предоставлении земельного участка в аренду,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кандрашова Т.А. обратилась в суд с исковыми требованиями о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации г.Перми от 18.12.2015 года №И№... в предоставлении в аренду на 20 лет земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС>, с кадастровым номером <.....>, для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, возложении обязанности на ответчика предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является инвалидом третьей группы бессрочно, имеет намерение получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». 13.11.2015 года она обратилась в департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка, находящегося по адресу: <АДРЕС>, с кадастровым номером <.....> для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. 17.12.2015 года получен ответ об отказе в предоставлении указанного земельного участка по тем основаниям, что первоочередное предоставление земельных участков инвалидам под ИЖС не представляется возможным ввиду отсутствия разработанного порядка предоставления земельных участков для данной категории граждан, отсутствия статуса лица, состоящего на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку право на первоочередное получение земельного участка не поставлено в зависимость от наличия каких-либо условий, закреплено законом, отсутствие возможности предоставления земельного участка в связи с тем, что порядок предоставления земельного участка в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан не урегулирован, не имеет юридического значения. По адресу регистрации в жилом помещении общей площадью 47,8 кв.м., жилой площадью 36,6 кв.м. совместно с ней проживают еще 4 человека, на одного человека приходится менее 12 кв.м., что является менее установленной нормы жилой площади на человека. Тот факт, что она не обращалась в администрацию г.Перми с соответствующим заявлением, не опровергает нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Истец Кандрашова Т.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия. Ранее суду был представлен письменный отзыв (л.д. 65-66), из которого следует, что ответчик с заявленными исковыми требованиями не согласен. Указано, что право на первоочередное получение земельных участков для ИЖС предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для ИЖС поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Согласно информации управления жилищных отношений администрации г.Перми заявитель на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.
Представитель ответчика администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ранее суду был представлен письменный отзыв (л.д. 62-63), аналогичный изложенным возражениям департамента земельных отношений администрации г.Перми.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.1 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.16 указанного закона, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов» по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного и дачного хозяйства.
Вместе с тем указанная норма не была подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.
Положения ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. Анализируя содержание указанного Федерального закона можно сделать вывод о том, что право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. В связи с чем первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.Как установлено в судебном заседании, Кандрашова Т.А. с 30.03.2009 года является инвалидом 3 группы бессрочно в связи с общим заболеванием (л.д. 5).
Кандрашова Т.А. обратилась в департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду на 20 лет земельного участка, находящегося по адресу: <АДРЕС>, с кадастровым номером <.....>, для индивидуального жилищного строительства.
Департаментом земельных отношений администрации г.Перми от 17.12.2015 года №И№... в предоставлении земельного участка Кандрашовой Т.А. отказано в связи с тем, что в департаменте имеются сведения о судебных спорах по земельному участку с кадастровым номером <.....> по адресу: <АДРЕС>. Кроме того, согласно информации, поступившей из управления жилищных отношений, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Кандрашова Т.А. не состоит (л.д. 6-7).
Согласно справке о составе семьи от 21.01.2016 года, Кандрашова Т.А. зарегистрирована по <АДРЕС> с 2001 года (л.д. 12), о чем также свидетельствуют паспортные данные (л.д. 32). Вместе с ней по указанному адресу имеют регистрацию члены семьи: муж фио1 - с 1994 года, сыновья фио2 и фио3 - с 2001 года, фио – с 2015 года, что подтверждается сведениями из домовой книги (л.д. 23-29).
Жилой дом и земельный участок по указанному адресу на праве собственности принадлежат фио1 на основании договора купли-продажи от (дата) (л.д. 15, 16, 17, 18-19), право собственности зарегистрировано (дата) (л.д. 61). Площадь жилого дома составляет 47,8 кв.м.
Из справки ЦТИ Пермского края от 01.07.2015 года следует, что Кандрашова Т.А. и фио2 участвовали в приватизации жилья по адресу: <АДРЕС>84. Право собственности на ? долю в 3-комнатной квартире по указанному адресу истцу и фио2 принадлежало до 2000 года (л.д. 13).
Согласно выписке из ЕГРП от 21.04.2016 года, фио2 также на праве собственности с (дата) по (дата) принадлежала квартира по <АДРЕС>, с 29.12.2000года по 03.11.2003 год – ? доля в праве на квартиру по <АДРЕС>.
фио1 участвовал в приватизации жилья по адресу: <АДРЕС> (л.д. 14), согласно выписке из ЕГРП за фио1 с 08.12.2015года, зарегистрировано право на жилой дом по <АДРЕС> общей площадью 47,8кв.м. и земельный участок площадью 576кв.м. по этому же адресу (л.д.61)
По сведениям Управления Росреестра, у истца Кандрашовой Т.А., а так же членов ее семьи фио2, фио3 каких-либо жилых помещений на праве собственности не имеется, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРП за 2016 год.
С учетом требований закона и обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению частично.
Кандрашова Т.А. является инвалидом третьей группы, инвалидность установлена в 2009 году бессрочно.
Истец с 2000 года не имеет в собственности жилых помещений, члены ее семьи также не имеют в собственности объектов недвижимости. К моменту рассмотрения спора прошло более пяти лет после прекращения фио2 11.02.2011года права на жилое помещение. Муж истца является собственником жилого дома общей площадью 47,8 кв.м. по <АДРЕС>, где проживают истец и члены ее семьи.
Пунктом 1 Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 года за №103 утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В жилом помещении, где Кандрашова Т.А. имеет регистрацию, на каждого проживающего приходится менее 12 кв.м. общей площади, что свидетельствует о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий. Нуждаемость семьи Кандрашовой Т.А. устанавливается из площади занимаемой истцом и членами ее семьи: 47,8 : 4 человек = 11,95кв.м. Таким образом, с учетом площади 11,95кв.м., приходящейся на каждого члена семьи Кандрашовой Т.А., ее следует признать нуждающейся в улучшении жилищных условий. Подсчет общей площади, приходящейся на каждого члены семьи истца, суд производит без учета фио, не относящегося к членам семьи истца и зарегистрированного в домовладении №...по <АДРЕС> 26.05.2015года, поскольку не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах истец имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Доводы ответчика относительно того, что истец не состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не могут влиять на права истца, закрепленные законом, тем более, что факт нуждаемости Кандрашовой Т.А. установлен судом. Данное обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения заявленных требований, поскольку учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, а в настоящем случае вопрос связан с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства. С учетом этого обстоятельства достаточным является сам факт нуждаемости в улучшении жилищных условий лица, имеющего право на предусмотренную ч.1 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N181 ФЗ гарантию.
Каких-либо данных, подтверждающих наличие у истца других жилых помещений и исключающих возможность реализации предусмотренных Законом дополнительных социальных гарантий в области жилищных прав и наличие у родственников истца на праве собственности иных объектов недвижимости, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд признает отказ департамента земельных отношений администрации г.Перми незаконным и возлагает на него обязанность по предоставлению Кандрашовой Т.А. земельного участка в аренду на 20 лет для индивидуального жилищного строительства на территории города Перми, в первоочередном порядке, без проведения торгов.
Вместе с тем, наличие права на первоочередное получение земельного участка не свидетельствует об обязанности органа местного самоуправления предоставить по требованию инвалида любой произвольно выбранный им земельный участок, в связи с чем исковые требования о предоставлении конкретного земельного участка, а именно земельного участка, находящегося по адресу: <АДРЕС>, с кадастровым номером <.....>, удовлетворению не подлежат. Положения ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривают право истца требовать предоставления под ИЖС конкретного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кандрашовой Т. А. к департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности по заключению договора аренды удовлетворить частично.
Признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации г.Перми №И№... от 17.12.2015 года об отказе в предоставлении Кандрашовой Т. А. в аренду сроком на 20 лет без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <АДРЕС>.
Возложить на департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность предоставить Кандрашовой Т. А. по договору аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования г.Перми в первоочередном порядке без проведения аукционов, конкурсов, торгов.
В удовлетворении остальной части иска Кандрашовой Т. А. отказать.
Решение, со дня изготовления решения в окончательной форме, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г.Перми.
Судья: <.....>
Решение в окончательной форме изготовлено 24.05.2016года
<.....>
<.....>