Дело № 2а-284/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» декабря 2017 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.,
при секретаре Болотиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте http://alkogol-24.com/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Севского района обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь, что проведенной прокуратурой района проверкой законодательства о выпуске и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции было установлено, что в сети «Интернет» имеется открытый доступ к интернет-сайту http://alkogol-24.com/. Посредством указанного интернет-сайта осуществляется круглосуточная дистанционная торговля алкогольной продукцией. Указанные действия совершаются заведомо с нарушением требований действующего законодательства. К данной информации имеют доступ неограниченный круг лиц, втом числе несовершеннолетние, что создает угрозу их нормальному физическому и нравственному развитию, может причинить вред здоровью. Так, через указанный интернет-сайт осуществляется продажа контрафактной алкогольной продукции с использованием имитаций зарегистрированных товарных знаков. Незаконное использование товарных знаков нарушает законные права и интересы граждан и организаций неопределенного круга лиц на приобретение товара надлежащего качества. Предоставление возможности приобретения алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже алкоголя. Обеспечение доступа к вышеуказанному сайту ведет к фактической продаже дистанционным способом контрафактной алкогольной продукции в нарушение требований действующего законодательства, что является недопустимым. Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте http://alkogol-24.com/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Вступившее в законную силу решение обратить к немедленному исполнению, направив копию данного решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области для включения сайта http://alkogol-24.com/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области в суд не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В материалах дела имеются подтверждения надлежащего извещения представителя заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения дела, и его явка в судебное заседание не признана судом обязательной. В связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения данного административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании старший помощник прокурора Севского района Брянской области Минаков В.Е. административное исковое заявление поддержал.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, пришел к следующему:
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или (индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие «исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства норм и правил в регулируемой области.
В силу ч. 9 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 61 от 27.09.2007 г. не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Предоставление возможности приобретения алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже алкоголя.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации в Российской Федерации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации в Российской Федерации» установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации в Российской Федерации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Вместе с тем, ст. 14.10 КоАП РФ, а также ст. 180 УК РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг).
Указанная позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 09.10.2012 г. № 91-КГПР12-3.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации в Российской Федерации», и принятыми в рамках реализации указанной статьи Правилами создания, информирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, доступ к запрещенной информации ограничивается на основании решений уполномоченных органов в лице Роскомнадзора, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также на основании судебных решений.
Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет - сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru.
Интернет сайт, расположенный по адресу http://alkogol-24.com/ в Единый реестр доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен.
Заявление подано прокурором в пределах полномочий, установленных п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре» и ст. 39 КАС РФ.
Суд приходит к выводу о том, что указанная на сайте http://alkogol-24.com/ информация, распространяемая посредством сети «Интернет», является запрещенной для распространения, поскольку противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает публичные права Российской Федерации, права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку обеспечение доступа к вышеуказанному сайту ведет к фактической продаже дистанционным способом контрафактной алкогольной продукции в нарушение требований действующего законодательства.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора Севского района Брянской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Севского района Брянской области удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте http://alkogol-24.com/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области включить сайт http://alkogol-24.com/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.И. Рухмаков