Дело № 2-1163/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Маркелова К.Б.,
при секретаре Шукюровой Э.Т.,
с участием прокурора Коровенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 06 июля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования муниципального района «**********» об обязании произвести паспортизацию дороги «**********»,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования муниципального района «**********» об обязании в срок до **.**.** произвести паспортизацию дороги «**********» (регистрационный номер №...) в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм **** «****».
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель третьего лица Администрация муниципального образования городское поселение «**********» в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика Администрации МО МР «**********» исковые требования не признала.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Пункт 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от **.**.** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения указанных прав граждан.
В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от **.**.** № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (****) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона от **.**.** № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от **.**.** №... утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (****) была утверждена Минавтодором в **** году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Безопасность дорожного движения зависит, в том числе и от содержания автомобильных дорог общего пользования.
В ходе судебного разбирательства установлено:
Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Коми от **.**.** «****» из государственной собственности Республики Коми в собственность МО «**********» была передана автомобильная дорога «**********». Данной дороге присвоен регистрационный номер №... в реестре муниципальной собственности.
Решением Совета муниципального района «**********» от **.**.** №... «****» в целях обеспечения осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования городского поселения «**********» в соответствие со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данная дорога передана в безвозмездное пользование Муниципальному образованию городское поселение «**********».
В связи с названным решением заключен договор №... от **.**.**, пунктом 2.2 данного договора на Муниципальное образование городское поселение «**********» возложена обязанность поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, соблюдать санитарные, пожарные, экологические, градостроительные и другие нормы и правила; нести все расходы по содержанию имущества, включая осуществление текущего и капитального ремонта самостоятельно.
Таким образом, автомобильная дорога «**********» находится в собственности муниципального образования муниципального района «**********».
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.
Согласно пункту 1 статьи 9 Устава муниципального образования муниципального района «**********» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющий фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы.
Судом установлено, что у автомобильной дороги «**********» технический паспорт отсутствует.
Доводы представителя ответчика Администрации Муниципального образования муниципального района «**********» о том, что согласно договору №... безвозмездного пользования от **.**.** паспортизацию дорог, а также внесение ежегодных изменений в паспорт дороги в соответствии с пунктом 2.9 Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (****) обязано осуществлять Муниципальное образование городское поселение «****», суд считает не состоятельными, так как автомобильная дорога «**********» находится в собственности Муниципального образования муниципального района «****, следовательно, в силу ст. 210 ГК РФ ответчик обязан проводить паспортизацию принадлежащих ему дорог, а также вносить ежегодные изменения в паспорт дороги и документы технического учета по состоянию на **** января.
Из представленных доказательств по делу, а также из пояснений представителя ответчика следует, что дорога «**********» является собственностью Муниципального образования муниципального района «****».
Также, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о невозможности выполнения мероприятий по паспортизации автомобильных дорог, в связи с отсутствием в бюджете Муниципального образования муниципального района «****» денежных средств на данный вид работ, так как отсутствие денежных средств не освобождает ответчика от выполнения требований законодательства.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении иска, в соответствии с которым следует обязать Администрацию МО МР «****» в срок до **.**.** произвести паспортизацию автомобильной дороги «**********» в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ст. 333.36 НК РФ ответчик администрация МР «****» освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Печорского межрайонного прокурора удовлетворить, обязать Администрацию муниципального образования муниципального района «****» в срок до **.**.** произвести паспортизацию автомобильной дороги «**********» площадью **** кв.м. в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм **** «****».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: К.Б. Маркелов
Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2012 года К.Б. Маркелов