Решение по делу № 2-6898/2015 от 23.07.2015

№2-6898/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2015 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Тимофеевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева А. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что Лазарев А.В. является пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу по призыву в Архангельской области. Сразу после увольнения с военной службы истец трудоустроился на завод «Петрозаводскмаш», находящийся в г.Петрозаводске. При обращении к ответчику по вопросу перерасчета базового размера страховой части пенсии истцу было отказано. С данным отказом истец не согласен, просит обязать ответчика учесть его в службу в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера, произвести повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с момента назначения пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил, что просит произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сведения о его службе были предоставлены ответчику при назначении пенсии.

Представитель ответчика Маркина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав на отсутствие правовых оснований для учета истцу спорного периода в истребуемый стаж работы.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Лазарев А.В. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. При назначении пенсии служба истца в армии по призыву учтена ответчиком только в страховой стаж. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия по вопросу повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с тем, что он проходил военную службу по призыву в Архангельской области, <адрес>. Письмом ответчик сообщил истцу о том, что законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях не предусмотрен.

Досрочная трудовая пенсия по старости истцу назначена по нормам Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №173-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно п.7, п.11 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.

Военная служба и иная приравненная к ней служба засчитывается в общий трудовой стаж, необходимый для определения размера пенсии (абз.22 п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ).

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ).

Согласно ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, кроме прочих, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (данная правовая позиция также отражена в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

Спорный период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.

В обоснование исковых требований сторона истца ссылается на законодательство, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии.

Действительно, период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 №8-П и определение от 05.11.2002 №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз.7 п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы.

Как следует из пояснений стороны истца, его военного билета, справки войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ , письма ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец непрерывно проходил военную службу по призыву в войсковой части ВМФ (подводные лодки), которая в спорный период дислоцировалась в районах Крайнего Севера.

После увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ истец трудоустроился на ПО «Петрозаводскмаш» им. В.И.Ленина (согласно трудовой книжке), которое находилось в г.Петрозаводске Республики Карелия.

В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029), Архангельская область (г.Северодвинск) является районом Крайнего Севера, г.Петрозаводск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.

Таким образом, поскольку истец трудоустроился в течение трех месяцев после увольнения с военной службы в районах Крайнего севера (РКС), в силу названых норм период прохождения военной службы по призыву подлежит учету в стаж работы в РКС. Соответственно, у истца имеется право наперерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Также подлежит удовлетворению требование истца о произведении ему соответствующего перерасчета с момента назначения пенсии в силу следующего.

В соответствии с положениями ст.19 Федерального закона №173-ФЗ, ст.22 Федерального закона №400-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений п.3 ст.18 настоящего Федерального закона.

В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в обзоре судебной практики от 27.09.2006 год за 2-ой квартал 2006 года, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Как следует из материалов пенсионного дела истца при обращении за назначением пенсии истцом был представлен военный билет, однако спорный период в стаж работы в РКС при назначении пенсии ответчиком учтен не был, что повлияло на размер назначенной пенсии. При этом истицу не разъяснялась необходимость предоставления дополнительных документов (архивных справок) в отношении спорного периода, в связи с чем он лишен был возможности предпринять какие-либо действия для решения данного вопроса. О нарушенном праве истец узнал при обращении к ответчику весной <данные изъяты> года, когда начал искать необходимые доказательства.

В силу п.2 ст.23 Федерального закона №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Согласно ч.2 ст.26 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, принимая во внимание вытекающий из Конституции РФ принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав, с учетом того, что при назначении пенсии у истца имелось право на соответствующий учет спорного периода работы, суд полагает, что имеются все основания для произведения истребуемого перерасчета с даты назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости - ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, поскольку пенсия назначена истцу в период действия Федерального закона №173-ФЗ, суд полагает, что данным решением надлежит обязать ответчика произвести истцу перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (как указано в Федеральном законе №173-ФЗ). С вступлением в действие иного правового регулирования соответствующий перерасчет производится на основании положений Федерального закона №400-ФЗ.

В связи с изложенным требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия учесть Лазареву А. В. в стаж работы в районах Крайнего Севера период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Н.Л. Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2015.

2-6898/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лазарев А.В.
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в г.Петрозаводске РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
23.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2015Передача материалов судье
24.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2015Судебное заседание
21.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее