Решение от 27.05.2016 по делу № 2-3776/2016 от 29.03.2016

Дело № 2-3776/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Барнаул 27 мая 2015 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи:     Знаменщикова Р.В.,

при секретаре:             Павлюковой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.С. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

А.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, указав, что во время нахождения в изоляторе временного содержания г. Барнаула (далее - ИВС) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в условиях унижающих человеческое достоинство, причиняющих физические и нравственные страдания. В камерах ИВС отсутствовали настенные шкафы и прикроватные тумбы, поэтому негде было хранить личные вещи и продукты, которые находились в пыли из-за бетонного пола; не было раковины, унитаза, столов и лавок, в связи с чем принимать пищу приходилось стоя или на нарах; вместо унитаза имелся ни чем не отгороженный чугунный бак. Из-за отсутствия вентиляции стоял неприятный запах. В камерах, рассчитанных на 6-8 человек, содержались по 14-16 человек, было холодно и сыро, окна маленькие, а освещение тусклое. Матрацы, постельное белье и гигиенические принадлежности не выдавались, душ отсутствовал. На основании изложенного, А.С. просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Определением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МВД России по Алтайскому краю и Управление ФСИН России по Алтайскому краю.

Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 26 апреля 2016 года произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - изолятора временного содержания Управления МВД России по г. Барнаулу на Управление МВД России по г. Барнаулу.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления МВД России по Алтайскому краю Т. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Б. представила в суд отзыв на исковые требования, в котором просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указано на необходимость учитывать, что в соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

По правилам ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. При этом судам необходимо устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

При разрешении настоящего спора суд учитывает общие правила наступления гражданско-правовой ответственности, предусмотренные ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Поэтому для наступления гражданско-правовой ответственности государства за действия должностных лиц на основании ст. 16 и ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходима совокупность таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у пострадавшего неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании установлено, что А.С. ходе проведения предварительного расследования по уголовному делу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС УВД г. Барнаула, что подтверждается ответом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, сведениями ИЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю и ответом Управления ФСИН России по Алтайскому краю.

Сведения о нахождении истца в ИВС в иное время в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в материалах гражданского дела отсутствуют.

По мнению А.С. в период нахождения его в камерах ИВС отсутствовали спальные места, настенный шкаф, прикроватные тумбы, стулья, стол для приема пищи и вентиляция, камера была переполнена, в ней не хватало освещения, окно было маленькое, постельные и гигиенические принадлежности не выдавались, полы бетонные, раковины и душа не было, вместо унитаза стоял чугунный бак, не отгороженный перегородкой, в связи с чем нарушались требования приватности.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон № 103-ФЗ).

В силу ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Статьей 7 Закона № 103-ФЗ установлено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск Российской Федерации предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда (ст. 13 Закона № 103-ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 16 Закона № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Главой II Закона № 103-ФЗ регулируются права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение во время содержания под стражей (ст. 17 - ст. 31).

В силу ст. 23 Закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, все камеры обеспечиваются вентиляционным оборудованием.

Требования к медико-санитарному обеспечению в местах содержания под стражей установлены в ст. 24 Закона № 103-ФЗ, в соответствии с которой на администрацию указанных мест возложена обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В спорный период действовали Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 26 января 1996 года № 41.

В соответствии с разделом 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 26 января 1996 года № 41, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС. Камеры ИВС оборудуются столом, санитарным узлом, краном с водопроводной водой и полкой для туалетных принадлежностей. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Размещение подозреваемых и обвиняемых в не приспособленных для этих целей помещениях запрещается (п. 2.15). Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут (п. 3.2). Подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания в ИВС и нарушения законных прав и интересов (п. 6.1).

Согласно поступившим в материалы гражданского дела ответам прокуратуры г. Барнаула, прокуратуры Центрального района г. Барнаула, ИВС Управления МВД России по г. Барнаулу какие-либо документы и сведения, подтверждающие условия содержания и санитарно-техническое состояние камер ИВС представлены быть не могут в связи с их уничтожением по истечению срока хранения.

Информация о фактах обращений истца с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС Управления МВД России по г. Барнаулу в материалах гражданского дела отсутствует.

Ссылаясь на нарушение своих прав ненадлежащими условиями в период содержания в ИВС, А.С. не представлено достоверных доказательств в обоснование своих требований.

Судом предприняты исчерпывающие меры для оказания истцу содействия по получению доказательств в подтверждение его доводов. Однако, длительное необращение А.С. в установленном законом порядке за защитой своего нарушенного права привело к истечению сроков хранения номенклатурных дел, регистрационных журналов и их уничтожению, что лишает ответчика возможности представить доказательства, подтверждающие или опровергающие доводы истца, а суд проверить обоснованность данных доводов. Представителями третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, представлен в материалы гражданского дела акт об уничтожении документов за истечением сроков хранения.

При этом наличие естественной вентиляции в здании ИВС отражено в выписке из технического паспорта по состоянию на 23 июля 2003 года. В то же время в соответствии со ст. 23 Закона № 103-ФЗ вентиляционным оборудованием камеры обеспечиваются по возможности, в связи с чем, отсутствие в ИВС принудительной вентиляции при наличии естественной не является нарушением. Выпиской из технического паспорта также подтверждается наличие в камерах окон и скрытой проводки электроосвещения, что предполагает их естественное и искусственное освещение.

Наличие в камерах шкафов, тумб, столов, стульев, раковины, унитаза, нар, постельных принадлежностей, душевой, санпропускника, вентиляции и освещения подтверждается представленными в материалы дела актом технического обследования ИВС, актом комиссионного обследования технической укрепленности, условий и режима содержания задержанных и обвиняемых в ИВС УВД г. Барнаула от 24 февраля 2000 года, справкой инспектора ГУ МВД России по Алтайскому краю от 09 марта 2016 года.

Вместе с тем, из представленных доказательств усматривается, что имели место нарушения в части оборудования камер туалетом с соблюдением правил приватности.

Требование к оборудованию камер с соблюдением необходимых требований приватности введено Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, которые не действовали в период содержания истца в ИВС.

При этом представители Управления МВД России по г. Барнаулу и Главного управления МВД России по Алтайскому краю не оспаривали, что в период содержания истца в ИВС Управления МВД России по г. Барнаулу туалеты камер не были оборудованы с соблюдением правил приватности, поскольку обязательным данное требование было установлено приказом МВД России в 2005 году.

Европейский суд по правам человека во многих случаях отмечал, что в российских ИВС унитаз находится в углу камеры и либо вообще не отделен от жилой зоны, либо имеет одну перегородку приблизительно от 1 до 1,5 м. высотой. Такое тесное соседство было не только неприемлемо с санитарно-гигиенической точки зрения, но и лишало заключенных, пользующихся туалетом, какого-либо уединения, поскольку они вынуждены находиться на виду у сокамерников, сидевших на кроватях, и надзирателей, наблюдавших в дверной глазок (постановление по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации» от 10 января 2012 года).

Таким образом, Европейский суд по правам человека признал нарушением ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод факт проживания лиц в условиях, когда они вынуждены есть, спать, пользоваться туалетом в одной комнате со многими другими заключенными. По мнению Европейского суда, этих обстоятельств достаточно, чтобы причинить страдания и лишения такого характера, которые бы превышали неизбежный уровень страданий, присущих лишению свободы, и вызывали у лица ощущение страха, страданий и неполноценности, способных оскорбить и унизить его (Постановления по делам «Мамедова против России от 01 июня 2006 года, «Калашников против России» от 15 июля 2002 года).

Поскольку стороной ответчика и третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, не оспорен факт нарушения правил приватности при оборудовании туалетов в камерах ИВС Управления МВД России по г. Барнаулу в спорный период, суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства сами по себе предполагают причинение истцу нравственных страданий. При этом вина государства заключается в не обеспечении в этой части надлежащих условий содержания, что является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Принимая во внимание установленные судом нарушения Закона № 103-ФЗ, суд приходит к выводу о праве А.С. требовать компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен вред (период нахождения в ИВС с ненадлежащими условиями пребывания (три дня с ежедневным возвращением в СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю), характер ненадлежащих условий содержания), особенности личности истца (нахождение в ИВС в связи с совершением преступлений), отсутствие каких-либо умышленных действия со стороны должностных лиц ИВС Управления МВД России по г. Барнаулу, требования разумности и справедливости, в связи с чем полагает требуемую истцом сумму завышенной и приходит к выводу о взыскании в пользу А.С. компенсации морального вреда в размере 500 руб.

В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с ч. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

От имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования А.С. подлежат частичному удовлетворению за счет Министерства финансов Российской Федерации, действующего от имени казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 ░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-3776/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чураков А.С.
Ответчики
УФК по АК
Министерство финансов РФ
Другие
ГУ МВД России по АК
ИВС УМВД г.Барнаула
УФСИН России по АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
29.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2016Передача материалов судье
31.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.04.2016Предварительное судебное заседание
27.05.2016Судебное заседание
01.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2016Дело оформлено
27.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее