Решение по делу № 33а-4979/2019 от 24.09.2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Сайбель В.В. Дело №33а-4979/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2019 г. г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Мухарычина В.Ю.,

судей Шубина Д.В., Корнюшенкова Г.В.,

при помощнике судьи Мещеряковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тимошенко Алексея Валентиновича на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от31 июля 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении требований Тимошенко Алексея Валентиновича о признании незаконным уведомления администрации МО «Зеленоградский городской округ» о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с КН , расположенного в <адрес> и понуждении к выдаче уведомления о соответствии - отказать.

Заслушав доклад судьи Шубина Д.В., пояснения Тимошенко А.В., его представителя Коваленко А.А., поддержавших жалобу,возраженияпредставителя администрации МО «Зеленоградский городской округ»Божинской А.С.,судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тимошенко А.В. обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником земельного участка КН , расположенного в <адрес>. 21 мая 2019 он направил в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке КН . 19 июня 2019 года получил от администрации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства(далее – ИЖС) параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. В обоснование было указано на расположение земельного участка в территориальной зоне 1ЖЗ 0210 2 ОДЗ- многофункциональной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами и общественно деловых зон, в которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. С таким ответом истец не согласен, поскольку земельный участок имеет категорию земель населенных пунктов и разрешенное использование – для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, в связи с чем он имеет право возвести на нем жилой дом. Просил признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке незаконным и обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» выдать ему уведомление о соответствии.

Судом постановлено изложенное выше решение.

Тимошенко А.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные им требования удовлетворить. В обоснование указывает на то, что коттедж и индивидуальный жилой дом являются, вопреки выводам суда, идентичными понятиями. Территориальная зона, к которой отнесен участок, предусматривает усадебную жилую застройку 1-4 этажа в виде условно-разрешенного вида использования. Установленный в настоящее время вид разрешенного использования для участка – «для коттеджного строительства с элементами инфраструктуры» - не включен в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Указанный вид разрешенного использования и вид «индивидуальная жилая усадебная застройка 1-4 этажа» являются сочетаемыми и предусматривают использование участка для ИЖД. В силу ч. 12 ст. 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"до 1 января 2020 года орган местного самоуправления обязан внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется. Таким образом, собственник вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территории. Поскольку в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительному регламенту, собственник в силу ч. 4 ст. 85 ЗК РФ вправе его использовать без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В нём устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В силу ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39ГрК РФ, то есть путем обсуждения на публичных слушаниях.

Согласно ч. 1 ст. 51.1ГрКРФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ( ч.7).

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (ч. 10).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Тимошенко А.В. с 06 мая 2019 года является собственником земельного участка КН , площадью 1110 кв.м., расположенного по адресу: в <адрес>, категория земель –земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры.

Правила землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение» были утверждены решением поселкового Совета депутатов 21.12.2010года №20, с внесенными изменениями в 2012 году по результатам публичных слушаний.

Согласно данным Правилам, земельный участок КН расположен в территориальной зоне 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ- многофункциональная: зона застройки среднеэтажными жилыми домами и общественно деловых зон.Для этой территориальной зоны предусмотрена индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа в качестве условно-разрешенного вида использования.

21 мая 2019 года административный истец обратился к главе администрации МО «Зеленоградский городской округ» с уведомлением о планируемом строительстве объекта ИЖС на вышеуказанном земельном участке.

30 мая 2019 администрация МО «Зеленоградский городской округ» направила Тимошенко А.В. уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне: 1ЖЗ 0210 2 ОДЗ- многофункциональной: зоне застройки среднеэтажными жилыми домами и общественно деловых зон, согласно Правил землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение», в которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.

Тимошенко А.В. с вопросом о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не обращался, публичные слушания по данному вопросу не проходили.

Поскольку создание указанного в уведомлении объекта индивидуального жилищного строительства противоречит действующим правилам землепользования и застройки, направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке является обоснованным.

Относительно доводов жалобы судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Таким образом, при наличии противоречия между градостроительным регламентом и существующим видом разрешенного использования земельного участка возможно продолжать только уже фактически существующее использование; строительство новых объектов недвижимого имущества на таком земельном участке без учета градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки, не допускается. Правильность такого толкования нормы, изложенной в ч. 4 ст. 84 ЗК РФ, подтверждается, в частности, позицией Минстроя России, изложенной в письме этого ведомства от 03.04.2019 N 11823-СМ/08 «О приведении объектов индивидуального жилищного строительства и садового дома в соответствие с градостроительными регламентами».

Частью 12 ст. 34 Федерального закона №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", на которую ссылается в апелляционной жалобе административный истец, предусмотрена обязанностьоргана местного самоуправления внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Указания на возможность использования земельного участка без учета действующих правил землепользования и застройки в данной норме не содержится.

Изменение разрешенного использования земельного участка на условно-разрешенный вид использования (в данном случае допускающий индивидуальную усадебную жилую застройку) возможно только по результатам проведения публичных слушаний, которые в отношении земельного участка КН не проводились.

В оспариваемом уведомлении о несоответствии от 30 мая 2019 года указано основание его выдачи, предусмотренное ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, соответствующее фактическим обстоятельствам. Отсутствие указания в уведомлении на наличие условно разрешенного вида использования земельных участков для территориальной зоны 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ в виде индивидуальной усадебной жилой застройки 1-4 этажа и разъяснения порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не может быть оценено как нарушение права Тимошенко А.В.

Нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену решения, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-4979/2019

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тимошенко Алексей Валентинович
Ответчики
Администрация МО Зеленоградский городской округ
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Шубин Денис Валерьевич
16.10.2019[Адм.] Судебное заседание
18.10.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2019[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее