Мотивированное решение изготовлено
23 декабря 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2014 года город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э.,
с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Краузе О.В.,
при секретаре Бородиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2525 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Авторемонтный завод «Синтур-НТ» о признании незаконной деятельности по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников, возложении обязанности разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» и просит признать незаконной деятельность по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора; обязать в срок до ../../.... г. разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получить разрешение в Уральском Управлении Росприроднадзора Российской Федерации на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Исковые требования обоснованы следующим. Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой по заданию прокуратуры Свердловской области ../../.... г. проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха территории города Нижний Тагил. В ходе проверки установлено, что ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ»» осуществляет производственную деятельность на территории ОАО «ЕВРАЗ-НТМК» по проведению капитального ремонта двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, Камаз, изготовлению газопоршневых мини-электростанций. При осуществлении деятельности предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
../../.... г. и с ../../.... г. ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ», эксплуатируя механический, моторный цеха, миниэлектростанции, имея стационарные источники выбросов загрязняющих веществ: металлообрабатывающие станки, стенд обкатки двигателей, сварочный пост, газопоршневые мини электростанции, осуществляло выбросы более 10-ти загрязняющих веществ в атмосферный воздух 1-4 класса опасности, подлежащих государственному учету и нормированию. Это азота диоксид, углерода оксид, железа оксид, марганец и его соединения, серы диоксид, и т.д., без наличия утвержденных и согласованных с органами Роспотребнадзора Российской Федерации нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источниками загрязнения являются 9 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, расположенных на одной площадке. Общий валовой выброс составляет 1,753тонн в год. В первом полугодии ... года предприятием выброшено в атмосферный воздух 5,149 тонн загрязняющих веществ, в первом полугодии ... года - около 3 тонн загрязняющих веществ. Таким образом, ООО «Авторемонтный завод «Синтур-НТ» при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сооружений иных объектов осуществляло выбросы загрязняющих веществ без наличия утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, утвержденных и согласованных с Росприроднадзором Российской Федерации, без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В нарушении ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» на предприятии сообщения о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) не принимаются. Наличие НМУ не фиксируется. Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при работе в условиях НМУ не разработаны и не согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии (место расположения обезличено). Между тем, с ../../.... г. по ../../.... г. на территории МО Нижний Тагил было передано 21 предупреждение о НМУ первой степени опасности и 1 предупреждение второй степени опасности.
Нарушения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха непосредственным образом влекут за собой вредное воздействие на атмосферный воздух, экологическое состояние окружающей природной среды, благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредное воздействия на человека.
../../.... г. в отношении ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарных норм и требований, в отношении директора предприятия - ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов капитального строительства (л.д. ...).
В судебном заседании помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Краузе О.В., поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Видякина Л.В., действующая на основании доверенности от ../../.... г. (л.д. ...), исковые требования признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. ...), суду пояснила, что проект ПДВ разработан и находился на согласовании в департаменте в г. Екатеринбурге.
Заслушав доводы помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» является действующей российской организацией, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ (л.д. ...), Устава предприятии (л.д. ...).
Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждается внесение записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» (л.д. ...).
Постановка на налоговый учет ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» по месту нахождения на территории Свердловской области также подтверждается соответствующим свидетельством (л.д. 10).
В судебном заседании установлено, что ../../.... г. Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха территории города Нижний Тагил. В ходе проверки установлено, что ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ»» осуществляет производственную деятельность на территории ОАО «ЕВРАЗ-НТМК» по проведению капитального ремонта двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, Камаз, изготовлению газопоршневых мини-электростанций. При осуществлении деятельности предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
../../.... г. и с ../../.... г. ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ», эксплуатируя механический, моторный цеха, миниэлектростанции, имея стационарные источники выбросов загрязняющих веществ: металлообрабатывающие станки, стенд обкатки двигателей, сварочный пост, газопоршневые мини электростанции, осуществляло выбросы более 10-ти загрязняющих веществ в атмосферный воздух 1-4 класса опасности, подлежащих согласно Перечню вредных (загрязняющих) веществ, утвержденному Приказом МПР РФ от 31.12.2010 №579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» государственному учету и нормированию. К таким веществам относятся азота диоксид, углерода оксид, железа оксид, марганец и его соединения, серы диоксид, и т.д. При этом специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у ответчика не имеется, также не имеется наличия утвержденных и согласованных с органами Роспотребнадзора Российской Федерации нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Данный факт ответчиком не оспаривается, подтверждается разрешением №... на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданным на период с ../../.... г. до ../../.... г. (л.д. ...). Другого разрешения у ответчика не имеется.
Согласно инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источниками загрязнения являются 9 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, расположенных на одной площадке. Общий валовой выброс составляет 1,753тонн в год. В первом полугодии ... года предприятием выброшено в атмосферный воздух 5,149 тонн загрязняющих веществ, в первом полугодии ... года - около 3 тонн загрязняющих веществ. Данные сведения нашли свое отражение в отчетах 2ТП (л.д. ...) и не спариваются ответчиком.
Таким образом, ООО «Авторемонтный завод «Синтур-НТ» в нарушении ст.ст. 22, 23, 34, 39, 42 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 12, 22, 28, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.п. 1, 4.1.1, 4.2, 5 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сооружений иных объектов осуществляло выбросы загрязняющих веществ без наличия утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, утвержденных и согласованных с Росприроднадзором Российской Федерации, без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Данными действиями ответчик нарушает требования ст.ст. 8, 11, 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающих обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Разновидностью нормативов допустимых воздействий на окружающую среду являются нормативы предельно-допустимых выбросов веществ и организмов.
Согласно пунктам 3.3, 3.6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 №283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительством Российской Федерации от 13.09.2010 №717», к полномочиям территориальных органов Росприроднадзора Российской Федерации относится установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих), выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Вышеуказанные нарушения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха непосредственным образом влекут за собой вредное воздействие на атмосферный воздух, экологическое состояние окружающей природной среды, благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредное воздействие на человека.
По итогам проверки заместителем Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухиным Р.В. ../../.... г. возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарных норм и требований, в том числе, связанных с охраной атмосферного воздуха (л.д. ...), и в отношении директора ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (л.д. ...).
Исходя из материалов дела, пояснений сторон, судом достоверно установлено, что в настоящее время ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» не разработало и не утвердило в органах Росприроднадзора Российской Федерации проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но заключило договор на разработку проекта предельно-допустимых выбросов (л.д. ...), оплатило стоимость указанных работ (л.д. ...). Суду представлен проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (л.д. ...), но он не утвержден в установленном законом порядке, соответственно нельзя признать, что он имеется.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Согласно п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 30 вышеуказанного Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
На основании ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в том числе при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Таким образом, суд полагает, что нарушения санитарного, экологического законодательства, выразившиеся в выбросе загрязняющих веществ от стационарных источников ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, значительно ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчика о том, что им уплачиваются все платежи за загрязнение окружающей природной среды (л.д. ...), не являются основанием для освобождения его от обязанности по разработке и утверждению нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ.
Оценивая установленные обстоятельства в их совокупности, руководствуясь нормами материального и процессуального права, ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора о признании деятельности ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников незаконной, возложении обязанности разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ, законны и обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В иске прокурор просит установить срок для выполнения обязанностей до ../../.... г., с чем соглашается и ответчик, в силу чего суд полагает возможным предоставить ответчику срок для выполнения обязанности - ../../.... г..
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ООО Авторемонтный завод «Синтур-НТ» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден.
Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, которые удовлетворены в полном объеме, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб. ... коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Авторемонтный завод «Синтур-НТ», удовлетворить.
Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью Авторемонтный завод «Синтур-НТ» по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Авторемонтный завод «Синтур-НТ» в срок до ../../.... г. разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получить разрешение в Уральском Управлении Росприроднадзора Российской Федерации на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Авторемонтный завод «Синтур-НТ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... руб. ... коп.
Разъяснить Обществу с ограниченной ответственностью Авторемонтный завод «Синтур-НТ», что государственную пошлину ему необходимо оплатить в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда и копию квитанции представить в суд, вынесший решение.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья Володина Т.Э.