Судья Рахимов А.Х. дело № 33-19313/2018
учет № 120г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 декабря 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Габидуллиной А.Г. и Пичуговой О.В.,
при секретаре судебного заседания Хабибуллиной Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования «г.Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан – Сагитовой Л.Г. на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 17 сентября 2018 года, которым постановлено:
иск Эйсмонт В.А., в интересах недееспособного Назарова С.А., удовлетворить.
Признать постановление руководителя Исполнительного комитета г.Арск Арского муниципального района Республики Татарстан №90 от 10 мая 2018 года о снятии инвалида с детства Назарова С.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать Исполнительный комитет г.Арск Арского муниципального района Республики Татарстан восстановить Назарова С.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет - с 25 ноября 2011 года
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования «г.Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан - Сагитовой Л.Г. в поддержку апелляционной жалобы, возражения Эйсмонт В.А. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Эйсмонт В.А., в интересах недееспособного Назарова С.А., обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования «г.Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - Исполком) о признании постановления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и возложении обязанности восстановить на учете. В обоснование иска указано, что постановлением руководителя исполнительного комитета г.Арск №239/1 от 25 ноября 2011 года инвалид с детства Назаров С.А., страдающий хроническим затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Постановлением руководителя исполнительного комитета г.Арск №90 от 10 мая 2018 года Назаров С.А. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на утрату оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решением жилищной комиссии от 2 июня 2018 года Назаров С.А. исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С данным решением истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Назаров С.А. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес>, правом пользования которой пользуются еще 4 человека. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного проживающего составляет 12 кв.м., что менее установленной нормы в размере 18 кв. м.
В судебном заседании представитель Эйсмонт В.А. - Егоров А.А. исковые требования поддержал.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования «г.Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан - Сагитова Л.Г. иск не признала.
Суд исковые требования удовлетворил и постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполкома просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчиком обоснованно было принято решение о снятии Назарова С.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку по итогам проведенной перерегистрации было установлено, что семья Назарова С.А. не является малоимущей. Кроме того, при постановке на учет истцом не бы предоставлен документ, подтверждающий наличие заболевания, дающего права на внеочередное обеспечение жильем из муниципального жилого фонда.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1 и 4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно преамбуле Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2, ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Судом установлено, что инвалид с детства Назаров С.А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Доля Назарова С.А. в праве собственности на указанную квартиру составляет 1/4.
Постановлением руководителя исполнительного комитета города Арск №239/1 от 25 ноября 2011 года инвалид с детства Назаров С.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановлением руководителя исполнительного комитета города Арск №90 от 10 мая 2018 года Назаров С.А. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на утрату оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением жилищной комиссии от 2 июня 2018 года Назаров С.А. исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке Арской центральной районной больницы от 16 августа 2018 года Назаров С.А. <данные изъяты> рекомендовано применение положений постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378.
Согласно правоустанавливающим документам квартира, в которой проживает Назаров С.А., имеет общую площадь - 60,1 кв.м., кроме Назарова С.А. в квартире проживают еще 4 человека, обеспеченность на одного человека составляет 12,02 кв.м., то есть менее учетной нормы.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что постановление руководителя исполнительного комитета города Арск Арского муниципального района Республики Татарстан №90 от 10 мая 2018 года о снятии Назарова С.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является незаконным, поскольку Назаров С.А. как на день вынесения оспариваемого постановления, так и в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку судом при разрешении спора неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктом 4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что согласно постановлению Исполкома Арского муниципального района РТ от 1 февраля 2018 года №83 «Об определении пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одного проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одного проживающего гражданина и подлежащего налогообложению на 2018 год» размер порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одного проживающего гражданина, для семьи из трех и более человек определен в размере 6514 руб.
Среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи Назарова С.А. в период вынесения оспариваемого постановления составлял 10720 руб. 53 коп., в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания постановления руководителя Исполнительного комитета г.Арск Арского муниципального района Республики Татарстан №90 от 10 мая 2018 года о снятии инвалида с детства Назарова С.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.
Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть в общем для всех порядке получения жилья по договору социального найма либо найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В силу ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Республике Татарстан для отдельных категорий семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-3PT «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее - Закон №63-3PT) предусмотрено предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения. Так, согласно статье 8.2 Закона №63-3PT право на получение данной меры социальной поддержки имеют семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, указанными в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. №378, признанными нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и вставшими на учет после 1 января 2005 года.
Поскольку для нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим, а Назаров С.А. в установленном порядке малоимущим не признан, принятое по делу судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Эйсмонт В.А., в интересах недееспособного Назарова С.А., требований.
Руководствуясь статьями 199, 329, 330 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 17 сентября 2018 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления Эйсмонт Валентины Александровны, в интересах недееспособного Назарова Сергея Анатольевича, к Исполнительному комитету муниципального образования «город Арск» Арского муниципального района Республики Татарстан о признании постановления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и возложении обязанности восстановить на учете отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи